|
|
|
Глава 18. Психологические основы обучения дошкольников
Вопросы и литература к 18 главе: Психологические основы обучения дошкольниковТемы и вопросы для обсуждения на семинарахТема 1.Совершенствование восприятия, памяти и мышления 1 Понятия сенсорных эталонов и перцептивных действий. 2. способы развития восприятия у дошкольников. 3. Основные направления совершенствования памяти у дошкольников. 4. Развитие произвольного запоминания. 5.развитие средств запоминания и опосредствованной памяти. 6. Развитие памяти в игре. 7. Взаимосвязанное развитие памяти и мышления. 8. Основные этапы формирования мышления как внутреннего плана действий. 9. Приемы, способствующие переходу ребенка с одного этапа развития мышления на другой. Тема 2. Обучение речи, чтению и письму 1 Основные направления развития речи в дошкольном возрасте. 2 Средства речевого развития ребенка-дошкольника. 3. Использование детского словотворчества и эгоцентрической речи для совершенствования мышления. 4. Обучение чтению и письму дошкольников: возможности данного возраста. 5. Приемы развития чтения. 6. Развитие письма. 7. Обеспечение действенной мотивации учения при обучении чтению и письму. 8. Условия успешного изучения детьми иностранного языка в дошкольном возрасте. Тема 3. Подготовка к учению в школе 1. Три основных фактора готовности ребенка к учению в школе: мотивационно-познавательный, интеллектуальный и деятельностный. 2. Структура мотивационной готовности дошкольника к учению. 3. Интеллектуальная готовность к учению. 4. Основные функциональные и структурные признаки готовности к учебной деятельности. Тема 4. Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста 1. Развивающие игры, направленные на усиление мотивационной готовности к учению. 2. Психолого-педагогические требования к групповым развивающим играм. 3. Требования к индивидуальным учебно-дидактическим играм дошкольников. Темы для рефератов1. Средства развития восприятия у дошкольников. 2.Средства развития памяти. 3.Приемы формирования мышления у детей дошкольного возраста. Темы для самостоятельной исследовательской работы1. Система заданий и специальных упражнений, направленных на развитие произвольного и опосредствованного запоминания у детей дошкольного возраста. 2. Способы развития речевого мышления у дошкольников. ЛитератураI Венгер Л. А. Педагогика способностей.— М., 1973. (Формирование способностей: 66—95.) . Воспитание и обучение детей шестого года жизни.— М., 19Й7. (Обучение пятилеток: 34—41.) Истомина 3. М. Развитие памяти: Учебно-методическое пособие •— М., 1978. (Развитие произвольного и непроизвольного запоминания у дошкольников: 26 Пути формирования приемов логического запоминания у дошкольников: 87_ Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.—М., 1991. (Современные трактовки подготовки детей к школе: 4—25.) Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе.— М., 1987. (Проблемы обучения шестилеток: 3—13. Готовность к школе: 37—59.) Проскура Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольников.— Киев, 1985. (Формирование у дошкольников сенсорных и мыслительных действий: 21—38. Обучение дошкольников решению познавательных задач: 38—73.) Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов.—М., 1964. (Развитие ощущений и восприятия в преддошкольном и дошкольном возрасте: 35—67: Развитие внимания в дошкольном детстве: 72—92. Развитие памяти в дошкольном детстве: 94—113. Развитие речи в дошкольном детстве: 115—182. Развитие мышления в дошкольном детстве: 183—246.) Раттер М. Помощь трудным детям.— М., 1987. , (Период от двух до пяти лет: 97—112.) Якобсон С. Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у школьников // Вопросы психологии.— 1988.—№ 3.— С. 30—35. II Амонашвили Ш. А. В школу— с шести лет.—М., 1986. (Психологические особенности шестилетних детей: 13—19. Психологическая готовность к обучению в школе: 34—60. Обучение чужому языку: 131—149.) Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст).—М., 1969. (Сенсорное воспитание: 292—340.) Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии.—1983.—№ 2.—С. 43—50. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.—М., 1981. (Психологическая готовность к обучению в школе: 104—130.) Карандашев Ю. Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие.— Минск, 1987. (Развитие представлений у детей в дошкольном возрасте: 43—60:) Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.— М., 1988. (Психологическая готовность к школе: 5—21. Психологические особенности игры шестилетних детей: 51—70. Особенности учебной деятельности шестилетних детей: 70—83. Художественная деятельность шестилетних детей: 83—96. Личность шестилетнего ребенка: 97—114. Индивидуальные различия в шестилетнем возрасте: 114—127. Познавательная сфера шестилетнего ребенка: 128—173. Учитель и дети шестилетнего возраста: 173—183.) Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.— М., 1991. (Общение ребенка со взрослым и психологическая готовность к школьному обучению: 25-89.) Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.—1983-Т. 1. (Психологические основы дошкольной игры: 303—323.) Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самосознания у дошкольников.— Кишинев, 1983. (Развитие самосознания у дошкольников: 29—59. Самосознание дошкольников и его коррекция: 60—95.) Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против.—М., 1981. (Развитие мышления в дошкольном возрасте: 85—88.) Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста.— М., 1988. (Развитие мотивов учения у детей 6—7-летнего возраста: 36—45.) Поддьяков Н. Н. Обучение дошкольников комбинаторному экспериментированию // Вопросы психологии.— 1991.—№ 4.—С. 29—34. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника.—М., 1977. (Формирование у дошкольников обобщённых способов практического исследования ситуации: 112—123. Формирование наглядно-образного мышления у дошкольников: 162-237.) Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении.— М., 1988. (Семиотическая функция как показатель готовности детей к школе: 169—210.) Улынкова У. В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии.—1983.— № 4.— С. 62—69. III Изучение учителем психического развития шестилетних учащихся: Методические рекомендации.— Киев, 1984. (Изучение мотивов учения шестилетних детей: 29—57.) Карпова С. Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка.— Ростов-на-Дону, 1987. (Проблема овладения дошкольником фонематической стороной речи: 5—27. Неорганизованный процесс овладения ребенком фонематической стороной речи: 27—49. Организованный процесс овладения ребенком фонематической стороной речи: 49—88.) Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников.—Киев, 1971. (Волевое поведение дошкольника: 51—78. Особенности волевых усилий у дошкольников: 121—145.) Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе.— Кишинев, 1987. (Влияние общения со взрослыми на психологическую подготовку детей к обучению в школе: 44—57.) Развитие логической памяти у детей.— М., 1976. (Память дошкольников: 22—71. Самоконтроль в мнемических процессах у дошкольников: 187—246.)
|
|
|