|
|
|
Глава 19. Обучение в младшем школьном возрасте
Вопросы и литература к 19 главе: Обучение в младшем школьном возрастеТемы и вопросы для обсуждения на семинарахТема 1. Организация обучения детей в младших классах школы 1. Объективные и субъективные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники в начале обучения. 2. Пути преодоления психологических трудностей адаптационного характера. 3.Формирование учебной деятельности у младших школьников. 4.Оптимальные формы организации занятий с учащимися в начальный период их обучения в школе. Тема 2. Обучение младших школьников в домашних условиях 1. Значение домашней учебной работы для развития детей. 2. Формирование учебной деятельности у младших школьников в домашних условиях. 3. Развитие детского мышления через совершенствование письменной речи. 4 Развитие теоретического и практического мышления ребенка через домашние дела и дидактические игры. 5.Развитие наглядно-образного мышления в процессе занятий художественным и техническим творчеством. Тема 3. Игровая и трудовая деятельность младших школьников 1. Новые виды игр, появляющиеся у детей в младшем школьном возрасте. 2. Соотношение ведущих деятельностей в младшем школьном возрасте. 3. Роль труда в интеллектуальном развитии ребенка младшего школьного возраста. 4. Организация и стимулирование детского труда в школе и дома. Тема 4. Источники умственного развития детей младшего школьного возраста и причины их неуспеваемости 1. Развивающие возможности изобразительного искусства. 2. Роль кино и телевидения в психическом развитии детей младшего школьного возраста. 3. Театр как средство нравственного и умственного развития младших школьников. 4. Развивающая роль художественной литературы. 5. Причины отставания в учении детей младшего школьного возраста, пути и в способы их устранения. Темы для рефератов1. Психологические требования к методике организации урока в начальных классах школы. 2. Развивающие игры младших школьников. Темы для самостоятельной исследовательской работы1. Система упражнений, направленных на развитие учебной деятельности у младших школьников. 2. Комплексная организация и сочетание различных видов деятельности: игры, учения, общения и труда — у младших школьников, 3. Психологический анализ причин неуспеваемости детей младшего школьного возраста. ЛитератураI Антонова Г. П., Антонова И. П. Обучаемость и внушаемость младших школьников // Вопросы психологии.—1991.— № 4.— С. 42—50. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.— М., 1986. (Учебная деятельность в младшем школьном возрасте: 132—162.) Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.— М., 1981. (Продуктивное мышление четвероклассников: 83—89. Продуктивное мышление второклассников: 89—99. Обучение и развитие продуктивного мышления у школьников дорого класса: 147—149. Обучение и развитие продуктивного мышления у школьников четвертого класса: 149—155.) Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.—М., 1971. (Младший школьный возраст: 133—162.) Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников.— М.,1984. (Структура мотивации учения младших школьников: 10—42. Мотивация учения и умственное развитие младших школьников: 67—80. Мотивация и продуктивность учебной деятельности младших школьников: 80—93. Психологические условия формирования мотивации учения младших школьников: 93—136.) Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов.— М., 1986. (Начало обучения шестилетних детей: 33—45. Учение в шестилетнем возрасте: 78—104.) Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против.—М., 1981. (Развитие мышления "в младшем школьном возрасте: 88—103.) Раттер М. Помощь трудным детям.— М., 1987. (Младший школьный возраст: 113—122.) Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника.—М.,1974. (Начальный период обучения в школе: 27—40. Обучение и развитие в младшем школьном возрасте: 55—64.) II Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка.— М., 1980. (Обучение детей в первом классе без отметок: 7—20.) Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М. В. Гамезо и др.— М„ 1984. (Управление учением младших школьников: 115—121. Трудовая деятельность младших школьников: 121—126.) Зак А. 3. Развитие теоретического мышления- у младших школьников.— М., 1984. (Развитие мышления младших школьников: 73—120. Формирование мышления младших школьников в учебном процессе: 120—133.) Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе.— М., 1977. (Проблема обучения шестилеток: 3—13. Готовность к школе: 37—59.) Мир детства: младший школьник.—М., 1988. (Шестилетний школьник: 35—38.) Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста.— М.. 1988. (Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет: 36—45. Становление учебной деятельности у детей 6—7 лет: 77—94. Психолого-педагогическая работа с детьми-шестилетками: 111—128.) Психолого-педагогические проблемы, обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (круглый стол) // Вопросы психологии.—1984.— № 4.— С. 30—55. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (круглый стол) // Вопросы психологии.—1984.- № 5.— С. 49—86. Улынкова У. В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии.— 1983.— № 4.— С. 62-69. III Амонашвили Ш. А. В школу— с шести лет.— М., 1986. (Обучение детей 6-летнего возраста: 61—131.) Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы.— М., 1977. (Учащиеся в коллективной познавательной деятельности: 14—40.) Карандашев Ю. Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие.— Минск, 1987. (Развитие представлений у детей в младшем школьном возрасте: 60—73.) Коссов Б. Б. Психомоторное развитие младших школьников:, методические разработки.— М., 1989.—109 с. Развитие логической памяти у детей.— М., 1976. (Обучение запоминанию школьников: 72—186.)
|
|
|