|
|
|
Глава 22. Социально-психологические аспекты воспитания
Вопросы и литература к 22 главе: Социально-психологические аспекты воспитанияТемы и вопросы для обсуждения на семинарахТема 1. Общение и его роль в воспитании 1. Значение общения для воспитания. 2. Виды, формы и средства общения. 3. Развитие общения у детей. 4. Межличностное восприятие и общение. Тема 2. Коллектив и развитие личности 1. Основные принципы коллективистской системы воспитания. 2. Факты, свидетельствующие о положительном влиянии коллектива на формирование личности. 3. Факты, свидетельствующие об отрицательном влиянии коллектива на воспитание личности. 4. Психолого-педагогические принципы, на основе которых должны строиться взаимоотношения между личностью и реальным коллективом. Тема 3. Семья и воспитание 1. Роль семьи в воспитании детей. 2. Виды внутрисемейных отношений. 3. Факторы, влияющие на воспитание детей в семье. 4. Оптимизация внутрисемейных отношений. 5. Применение поощрений и наказаний в воспитании. 6 Отношения между братьями и сестрами и их воспитательное значение. 7. Особенности воспитания детей в неполной семье. Тема 4. Формирование и изменение социальных установок 1. Основные фазы изменения социальных установок. 2.Рациональное и эмоциональное в воздействиях на социальные установки. 3.Психологические требования к аргументации, используемой для изменения социальных установок. 4. Основные социально-психологические явления, которые необходимо учитывать в воспитательных воздействиях, направленных на изменение социальных установок. Темы для рефератов1. Виды, средства и формы общения детей разного возраста. 2. Развитие общения в онтогенезе. 3. Явление деиндивидуализации личности в коллективе, его причины и следствия. 4. Воспитательное влияние коллектива на личность. 5. Психологические факторы внутрисемейного воспитания. Темы для самостоятельной исследовательской работы1. Пути оптимизации общения детей разного возраста с целью совершенствования его воспитательного значения. 2. Социально-психологические средства и способы предупреждения обезличивания (деиндивидуализации) человека в коллективе. 3. Оптимизация взаимоотношений личности и коллектива в воспитательном процессе. 4. Социально-психологические рекомендации по улучшению внутрисемейной атмосферы. 5. Пути целенаправленного педагогического воздействия на социальные установки детей. 6. Психологическая подготовка молодых супругов к воспитанию детей в первые годы существования семьи. ЛитератураI Выготский Л. С. Педагогическая психология.—М., 1991. (Социально-психологические аспекты воспитания: 236—246.) Джаинотт X. Дж. Родители и дети.— М., 1986. Земска М. Семья и личность.— М., 1986. (Воспитание в семье: 5—7. Семья и счастье: 30—37. Семья и воспитание детей: 37—б4. Развитие ребенка в семье: 73—92. Аномалии семейного воспитания: 93—137.) Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание//Вопросы психологии.—1992.—№ 1. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии.— 1992.—№ 1. Одаренные дети.—М., 1991. (Поло-ролевое воспитание в семье: 78—87. Психологические основы работы с одаренными детьми: 257—319.) Развитие личности ребенка.—М., 1987. (Приобретение детьми социального опыта: 151—165. Самосознание и социальное развитие детей: 166—189. Социализация в семье: 190—211. Социализация вне семьи: 212—230.) Раншбург И., Поппер П. Секреты личности.—М., 1983. (Социальное обучение и развитие личности: 85—100.) Раттер М. Помощь трудным детям.—М., 1987. (Роль семьи в развитии ребенка: 171—220. Социальное окружение и его влияние на ребенка: 220—244.) Фрустрация, конфликт, защита//Вопросы психологии.—1991.— № 6. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей.—М., 1984. (Моральное развитие и усвоение культурно-исторического опыта людей: 19—27.) . II Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация.— М., 1983. (Психология семьи: 55—63.) Бойко В. В. Малодетная семья: социально-психологическое исследование.— М., 1980. (Психология семьи: отношения родителей и детей: 46—72.) Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра.— М., 1988. (Что такое депривация: 28—30. Развитие детей вне семьи: 36—47. Развитие детей в новой семье: 47—52.) Каган В. Е. Воспитателю о сексологии.— М., 1991. (Половое воспитание в дошкольном возрасте: 81—115. Половое воспитание в младшем школьном возрасте: 115—139. Половое воспитание в подростковом возрасте: 139—208. Система полового воспитания: 221—244.) Иващенко Ф. И. Психология трудового воспитания.— Минск, 1988. (Коллектив и воспитание личности: 47—56.) Сысенко В. А. Супружеские конфликты.—М., 1989. (Конфликтные ситуации в семье: 11—25, 51—110.) III Андреева Г. М. Социальная психология.— М., 1988. (Социальные установки: 348—367.) Бойко В. В. Малодетная семья: социально-психологическое исследование.— М., 1980. (Репродуктивная установка: 125—151.) Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра.— М., 1988. (Какие бывают семьи: 5—9. Психология больного ребенка: 53—64, 70—72, 86—96. Пьянство и дети: 149—164.) Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.—М., 1979. (Коллектив и его роль в воспитании: 235—243.) Ковалев С. В. Психология семейных отношений.— М., 1987. (Психология семейного воспитания: 70—98.) Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.— М., 1988. (Психология воспитания личности в коллективе: 82—123.) . Меньшутин В. П. Помощь молодой семье: заметки психолога.—М.,1987. (Какие бывают семьи: 11—30. Что могут службы семьи: 123—162.) Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания.— М., 1981. (Семья как коллектив: 40—64.) Сизанов А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни.— Минск,1989. (Конфликты в семье: 92—104.) Спиваковская А. С. Как быть родителями (о психологии родительской любви).—М., 1986. (Семь «законов» супружеской жизни: 8—19. Семья в психологическом рентгене: 56-66.) Сысенко В. А. Супружеские конфликты.— М., 1989. (Мотивы и поводы разводов: 35—50. Психологический климат семьи и трудности семейного воспитания: 111—140. Психология брачносемейных отношений: 141—171.) Титаренко В. Я. Семья и формирование личности.— М., 1987. (Внутрисемейные отношения как специфический воспитательный фактор: 19—64. Основные направления совершенствования внутрисемейных отношений: 64—105. Отрицательное воздействие потребительской атмосферы семьи на духовное развитие детей: 156—174. Численность и состав семьи и их влияние на воспитательный потенциал: 15—242.) Этика и психология семейной жизни.— Минск, 1989. (Брак и семья. Основы семейных отношений: 110—243.)
|
|
|