Главная >> Психология образования. Книга 2. Немов

Глава 25. Воспитание подростков и юношей

Вопросы и литература к 25 главе: Воспитание подростков и юношей

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Воспитание подростков и юношей в школьных делах

    1. Социальная ситуация личностного развития в средних и старших классах школы.

    2. Школьная жизнь как переходный период от зависимости к личностной независимости.

    3. Основные качества личности, которые воспитываются у современных подростков и юношей.

    4. Приоритет воспитания над обучением в старших классах школы.

    5. Значение гуманитарных предметов и благотворительной деятельности в воспитании.

Тема 2. Воспитание в общении со сверстниками

    1. Воспитательные аспекты общения подростков и юношей.

    3. Психологические основы участия, взрослых в жизни детских возрастных объединений подростков и юношей.

Тема 3. Воспитание через средства массовой информации и культуры

    1. Воспитательные аспекты средств массовой информации и культуры.

    2. Ориентация подростков и юношей в средствах массовой информации и культуры.

    3. Воспитательное значение молодежной моды и массовой культуры.

Тема 4. Самовоспитание подростков и юношей

    1. Ступени развития самовоспитания.

    2. Особенности физического и волевого самовоспитания в подростковом возрасте.

    3. Роль занятий физической культурой в самовоспитании подростков.

    4. Основная нравственная дилемма ранней юности: романтизм против прагматизма.

    5. Значение и формы помощи взрослых в самовоспитании подростков и юношей.

Темы для рефератов

1. Основные направления воспитательной работы среди учащихся средних и старших классов школы.

2. Развитие личности подростка и юноши под влиянием средств массовой информации и культуры.

3. Роль подростковых и юношеских групп для воспитания.

4. Психологические аспекты самовоспитания в подростковом и раннем юношеском.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Психолого-педагогические основы совершенствования обучения в старших классах школы с целью усиления его воспитательного значения.

2. Пути формирования самостоятельности учащихся в старших классах школы.

3. Активизация морально-воспитательных воздействий в старших классах школы через неформальные возрастные объединения детей.

4. Средства и пути улучшения самовоспитания подростков и юношей.

Литература

I

Гильбух Ю. 3., Верещак Е. П. Психология трудового воспитания школьников.— Киев, 1987. (Воспитание трудолюбия у подростков: 33—47. 'Развитие трудолюбия в старшем школьном возрасте: 47—55.)

Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Вопросы психологии.— 1972.— № 2.— С. 25—38.

Каган В. Е. Воспитателю о сексологии.-—М., 1991. (Половое воспитание в подростковом возрасте: 139—208.)

Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.— М., 1986. (Конфликты в подростковом возрасте: 26—48, 92—99. Конфликты в старшем школьном возрасте: 111—119.) .

Маркова А. К. Психология обучения подростка.— М., 1975. (Отношение подростка к школе и учению: 3—16.)

Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии.— 1992.—№ 1.

Фрустрация, конфликт, защита // Вопросы психологии.—.1991.—№ 6.

II

Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя.— М., 1987. (Игры подростков: 59—94. Игры старших школьников: 95—112.)

Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств.— М., 1984. (Эмпатия у младших школьников и подростков: 29—39.)

Кон И. С. Психология ранней юности.— М., 1989. (Формирование личности в юности: 69—105. Взаимоотношения юношей со взрослыми: 106—127. Межличностные взаимоотношения в юношеском возрасте: 128—166, 213—237. Дружба в юности: 167—185.)

Кузнецова Г. И., Харченко В. Д. Психологические особенности недисциплинированных подростков // Вопросы психологии.— 1981.— № 6.— С. 138—144.

Левитов Н. Д. Психология характера.— М., 1969. (Становление характера в подростковом возрасте: 394—405. Становление характера в старшем школьном возрасте: 405—415.)

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.— Л., 1983. (Акцентуации характера в подростковом возрасте: 26—30. Биологические и психологические основы нарушений поведения у подростков: 31—52.)

Мир детства: подросток.—М., 1989. (Самосознание и самовоспитание у подростков: 96—114.)

Мишель Кле. Психология подростка: Психосексуальное развитие.— М., 1991. (Развитие моральных суждений в отрочестве: 99—103. Политическое мировоззрение: 103—108. Процесс социализации (особенности детско-родительских отношений, половых ролей и дружеских привязанностей): 109—132. Становление идентичности в отрочестве: 133—162.)

Психологические условия формирования социальной ответственности школьников.— М., 1987. » (Психологические условия личностного развития подростков: 4—18. Воспитание социальной ответственности подростков: 43—48.)

Трудный подросток: причины и следствия.— Киев, 1985. (Воспитание личности в подростковом возрасте: 110—149.)

III

Байярд Р. Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток.— М., 1991.

Гуткина Н. И. Психологические проблемы общения учителя с подростком//Вопросы психологии.—1984.—№ 2.—С. 99—106.

Кон И. С. Дружба.— М., 1980.

Сизанов А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни.— Минск, 1989. (Особенности юношеской любви: 22—34. Подготовка к семейной жизни: 35—46.)

Снегирева Т. В., Платон К. Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте.— Кишинев, 1988.

Трудный подросток: причины и следствия.— Киев, 1985. (Психолого-педагогические факторы трудновоспитуемости подростков: 10—41. Психология личности трудновоспитуемого подростка: 42—89.)

Устименко С. Ф. Межличностные отношения трудных подростков// Вопросы психологии.—1984.—№ 1.—С. 27—33.

 

 

???????@Mail.ru