|
|
|
Глава 25. Воспитание подростков и юношей
Вопросы и литература к 25 главе: Воспитание подростков и юношейТемы и вопросы для обсуждения на семинарахТема 1. Воспитание подростков и юношей в школьных делах 1. Социальная ситуация личностного развития в средних и старших классах школы. 2. Школьная жизнь как переходный период от зависимости к личностной независимости. 3. Основные качества личности, которые воспитываются у современных подростков и юношей. 4. Приоритет воспитания над обучением в старших классах школы. 5. Значение гуманитарных предметов и благотворительной деятельности в воспитании. Тема 2. Воспитание в общении со сверстниками 1. Воспитательные аспекты общения подростков и юношей. 3. Психологические основы участия, взрослых в жизни детских возрастных объединений подростков и юношей. Тема 3. Воспитание через средства массовой информации и культуры 1. Воспитательные аспекты средств массовой информации и культуры. 2. Ориентация подростков и юношей в средствах массовой информации и культуры. 3. Воспитательное значение молодежной моды и массовой культуры. Тема 4. Самовоспитание подростков и юношей 1. Ступени развития самовоспитания. 2. Особенности физического и волевого самовоспитания в подростковом возрасте. 3. Роль занятий физической культурой в самовоспитании подростков. 4. Основная нравственная дилемма ранней юности: романтизм против прагматизма. 5. Значение и формы помощи взрослых в самовоспитании подростков и юношей. Темы для рефератов1. Основные направления воспитательной работы среди учащихся средних и старших классов школы. 2. Развитие личности подростка и юноши под влиянием средств массовой информации и культуры. 3. Роль подростковых и юношеских групп для воспитания. 4. Психологические аспекты самовоспитания в подростковом и раннем юношеском. Темы для самостоятельной исследовательской работы1. Психолого-педагогические основы совершенствования обучения в старших классах школы с целью усиления его воспитательного значения. 2. Пути формирования самостоятельности учащихся в старших классах школы. 3. Активизация морально-воспитательных воздействий в старших классах школы через неформальные возрастные объединения детей. 4. Средства и пути улучшения самовоспитания подростков и юношей. ЛитератураI Гильбух Ю. 3., Верещак Е. П. Психология трудового воспитания школьников.— Киев, 1987. (Воспитание трудолюбия у подростков: 33—47. 'Развитие трудолюбия в старшем школьном возрасте: 47—55.) Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Вопросы психологии.— 1972.— № 2.— С. 25—38. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии.-—М., 1991. (Половое воспитание в подростковом возрасте: 139—208.) Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.— М., 1986. (Конфликты в подростковом возрасте: 26—48, 92—99. Конфликты в старшем школьном возрасте: 111—119.) . Маркова А. К. Психология обучения подростка.— М., 1975. (Отношение подростка к школе и учению: 3—16.) Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии.— 1992.—№ 1. Фрустрация, конфликт, защита // Вопросы психологии.—.1991.—№ 6. II Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя.— М., 1987. (Игры подростков: 59—94. Игры старших школьников: 95—112.) Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств.— М., 1984. (Эмпатия у младших школьников и подростков: 29—39.) Кон И. С. Психология ранней юности.— М., 1989. (Формирование личности в юности: 69—105. Взаимоотношения юношей со взрослыми: 106—127. Межличностные взаимоотношения в юношеском возрасте: 128—166, 213—237. Дружба в юности: 167—185.) Кузнецова Г. И., Харченко В. Д. Психологические особенности недисциплинированных подростков // Вопросы психологии.— 1981.— № 6.— С. 138—144. Левитов Н. Д. Психология характера.— М., 1969. (Становление характера в подростковом возрасте: 394—405. Становление характера в старшем школьном возрасте: 405—415.) Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.— Л., 1983. (Акцентуации характера в подростковом возрасте: 26—30. Биологические и психологические основы нарушений поведения у подростков: 31—52.) Мир детства: подросток.—М., 1989. (Самосознание и самовоспитание у подростков: 96—114.) Мишель Кле. Психология подростка: Психосексуальное развитие.— М., 1991. (Развитие моральных суждений в отрочестве: 99—103. Политическое мировоззрение: 103—108. Процесс социализации (особенности детско-родительских отношений, половых ролей и дружеских привязанностей): 109—132. Становление идентичности в отрочестве: 133—162.) Психологические условия формирования социальной ответственности школьников.— М., 1987. » (Психологические условия личностного развития подростков: 4—18. Воспитание социальной ответственности подростков: 43—48.) Трудный подросток: причины и следствия.— Киев, 1985. (Воспитание личности в подростковом возрасте: 110—149.) III Байярд Р. Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток.— М., 1991. Гуткина Н. И. Психологические проблемы общения учителя с подростком//Вопросы психологии.—1984.—№ 2.—С. 99—106. Кон И. С. Дружба.— М., 1980. Сизанов А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни.— Минск, 1989. (Особенности юношеской любви: 22—34. Подготовка к семейной жизни: 35—46.) Снегирева Т. В., Платон К. Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте.— Кишинев, 1988. Трудный подросток: причины и следствия.— Киев, 1985. (Психолого-педагогические факторы трудновоспитуемости подростков: 10—41. Психология личности трудновоспитуемого подростка: 42—89.) Устименко С. Ф. Межличностные отношения трудных подростков// Вопросы психологии.—1984.—№ 1.—С. 27—33.
|
|
|