Главная >> Психология образования. Книга 2. Немов

Глава 27. Основы психодиагностики

Психодиагностика познавательного развития и способностей детей

Психодиагностика детей обычно проводится с целью раннего выявления их способностей и исправления недостатков в развитии. Первостепенное значение в ранней диагностике имеет определение задатков ребенка, его потенциальной одаренности.

Одаренность в самом общем виде можно определить как индивидуальный познавательный, мотивационный, организаторский и межличностный потенциал, позволяющий ребенку до достаточно высокого уровня развивать свои способности в соответствующих видах социальной активности, добиваться высоких результатов в различных видах деятельности, общения и взаимодействия с людьми. Прежде чем обсуждать вопросы, связанные с психодиагностикой различных проявлений детской одаренности, выясним, в каких признаках она проявляется, например в учении. Что представляет собой одаренный ребенок в познавательном плане? Как он ведет себя в обучении и учении?

По определению Комитета образования США, «одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые ... в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения ... Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной» 1.

    1 Одаренные дети. - М., 1991.—С. 153—154.

Одаренный ребенок обычно:

    — владеет большим объемом информации,
    — имеет богатый словарный запас,
    — самостоятельно переносит усвоенное на новый материал,
    — устанавливает причинно-следственные связи,
    — обнаруживает скрытые зависимости и связи,
    — умеет делать выводы,
    — умеет интегрировать и синтезировать информацию,
    — по собственной инициативе выбирает для решения сложные задачи,
    — способен организовать и обобщить имеющуюся информацию,
    — умеет улавливать смысл достаточно сложных идей,
    — умеет замечать тонкие различия в материале,
    — чувствителен к противоречиям,
    — использует альтернативные пути для поисков нужной информации,
    — анализирует всякую возникшую ситуацию, прежде чем действовать в ней,
    — умеет оценивать как результат, так и сам процесс работы (решение задачи),
    — умеет предвидеть последствия своих и чужих действий,
    — умеет рассуждать,
    — умеет строить гипотезы,
    — применяет идеи на практике,
    — способен к творческим преобразованиям действительности и условий задачи,
    — критичен в мышлении,
    — обладает высокой любознательностью,
    — способен рисковать,
    — имеет развитое дивергентное мышление,
    — гибок в мышлении и действиях,
    — имеет высокую скорость мышления,
    — способен высказывать оригинальные идеи, изобретать новое,
    — обладает богатым воображением,
    — способен воспринимать неоднозначные вещи,
    — имеет высокие эстетические ценности.
    — обладает развитой интуицией.

В отношении к себе и к другим людям, в оценках межличностных связей и отношений такой ребенок характеризуется достаточно реалистическим представлением о себе (адекватная самооценка), а также следующими чертами:

    — уважение к людям,
    — способность к сочувствию, сопереживанию,
    — терпимость к недостаткам других,
    — склонность к самоанализу,
    — нормальное отношение к критике,
    — готовность делиться с другими своими вещами и идеями,
    — настойчивость в работе и учебе,
    — развитая потребность в достижении успехов,
    — слабо выраженная агрессивность,
    — независимость в мышлении и поведении,
    — отсутствие стремления к обязательному получению поощрений и наград за свои успехи, — готовность вступить в соревнование с другими людьми, — развитое чувство юмора, — уверенность в своих силах и способностях.

В филогенезе одаренность ребенка часто проявляется в раннем овладении речью, в быстром увеличении словарного запаса. Наряду с этим отмечается обучаемость, повышенная любознательность, хорошая память и способность решать практические задачи (делать что-либо своими руками). Одаренные дети активно изучают окружающий мир, уже в раннем возрасте обнаруживают способность распределять внимание, прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Такие дети обладают отличной памятью, которая рано становится опосредствованной речью и связанной с абстрактным мышлением. Склонность к классификации и категоризации у них нередко проявляется в стремлении к коллекционированию, в желании приводить свои коллекции в надлежащий порядок.

Одаренного ребенка отличают упорство, настойчивость в достижении поставленных целей, повышенная концентрация внимания. «Один из самых ранних показателей одаренности — это время, в течение которого 2—3-летний ребенок концентрируется на одном занятии» 2.

    2 Одаренные дети.—- М., 1991.—С. 46

Жажда новых впечатлений и интеллектуальной стимуляции—характерная черта, присущая одаренным детям. Им также свойственно большое разнообразие интересов. Почти во всех своих начинаниях одаренный ребенок добивается успехов, иногда выдающихся. Вместе с тем таким детям свойственно острое переживание неудач. Они нередко бросают практически уже сделанную вещь или выполненную работу из-за какой-нибудь малосущественной мелочи.

Для одаренного ребенка характерно необычное, неожиданное, своеобразное видение окружающих явлений и предметов, развитое чувство юмора. Одаренные дети обладают более тонким восприятием происходящего вокруг, большим любопытством к тому, как устроен мир. Им интересно знать, почему мир устроен именно так, а не иначе, исследовательское отношение к происходящему вокруг. Такие дети любят заниматься решением сложных задач и не терпят, когда им предлагают готовый ответ, проявляют настойчивое желание отыскать его самостоятельно.

У одаренных детей нередко обнаруживается обостренное чувство справедливости, и их характеризует ускоренное нравственное развитие. Они остро реагируют на несправедливость, предъявляют повышенные требования к себе и к окружающим людям. У них живое воображение, изобретательность и богатая фантазия.

Вместе с тем таким детям нередко не хватает эмоциональной уравновешенности, терпения и выдержки. Они легко поддаются страхам, мнительны и в личностном плане уязвимы. Из-за всего этого у них нередко возникают трудности в общении со сверстниками.

Рассмотрим пути развития детской одаренности с учетом всего сказанного. Проявлению и укреплению детской одаренности способствуют следующие действия со стороны родителей:

    — терпеливые и честные ответы на все вопросы ребенка,
    — серьезное отношение к вопросам и высказываниям ребенка,
    — предоставление ребенку возможности демонстрировать свои достижения,
    — сведение к минимуму наказаний за беспорядок в комнате ребенка или на его столе, если это связано с творческой работой и обнаруживается в то время, когда работа еще не закончена,
    — предоставление ребенку комнаты или ее части для занятий,
    — демонстрация ребенку того, что его любят таким, какой он есть, а не за достигнутые успехи,
    — поручение ребенку выполнения посильных для него дел,
    — оказание помощи ребенку в построении собственных планов и принятии решений,
    — приглашение ребенка с собой в поездки по интересным местам,
    — оказание помощи ребенку в улучшении результатов его работы,
    — оказание помощи ребенку в общении с детьми из разных социальных и культурных слоев,
    — установление для ребенка разумных поведенческих стандарта и слежение за тем, чтобы ребенок их соблюдал,
    — отсутствие заявлений о том, что ваш ребенок хуже других детей,
    — отсутствие действий, унижающих ребенка,
    — обеспечение ребенка книгами и материалами для его любимых занятий,
    — приучение ребенка мыслить самостоятельно,
    — регулярное чтение ребенку интересной в познавательном плане литературы,
    — приучение ребенка к чтению с малых лет,
    — побуждение ребенка к фантазированию, придумыванию историй,
    — внимательное отношение к личным потребностям ребенка,
    — каждодневное нахождение времени для того, чтобы побыть с ребенком наедине,
    — привлечение ребенка к участию в планировании семейных дел,
    — отсутствие наказаний ребенка за ненамеренно сделанные ошибки,
    — похвала ребенка за выученные стихи, рассказы, песни и т.п.,
    — обучение ребенка свободному общению со взрослыми людьми любого возраста,
    — оказание помощи ребенку в его экспериментировании с окружающей средой в познавательных целях,
    — позволение ребенку играть со всякими вещами,
    — побуждение ребенка к тому, чтобы находить проблемы и решать их,
    — нахождение достойного похвалы в занятиях ребенка,
    — отсутствие неискренней и беспредметной похвалы,
    — честность в оценках своих чувств по отношению к ребенку,
    — не исключение никаких тем из обсуждения с ребенком,
    — предоставление ребенку возможности принимать значимые решения,
    — оказание ребенку помощи в его личностном развитии,
    — оказание ребенку помощи в самостоятельном поиске и выборе заслуживающих внимания телепрограмм,
    — развитие у ребенка позитивного восприятия своих способностей,
    — поощрение ребенка к максимальной независимости от взрослых,
    — отсутствие примиренческого отношения к неудачам ребенка, сопровождаемого словами «я тоже не умею это делать»,
    — вера в здравый смысл ребенка и доверие к нему,
    — стимулирование самостоятельности ребенка.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru