|
|
|
Глава 27. Основы психодиагностики
Вопросы и литература к 27 главе: Основы психодиагностикиТемы и вопросы для обсуждения на семинарахТема 1. Теоретические вопросы практической психодиагностики 1. Задачи психодиагностики в системе образования. 2. Функции практического психолога в системе образования. 3. Требования, предъявляемые к методам пеиходиагностики. 4. Норма теста, способы ее установления. 5. Основные проблемы психодиагностики интеллекта и способностей детей. 6. Этапы разработки и апробации психодиагностических методик. Тема 2. Виды психодиагностических методик, особенности их применения 1. Виды психодиагностических методик, используемых в системе образования. 2. Тесты и условия их правильного применения. 3. Использование различных видов опроса в практической психодиагностике. 4. Анализ документов и продуктов деятельности как средство психодиагностики. 5. Особенности наблюдения, проводимого в психодиагностических целях. Тема 3. Психодиагностика уровня познавательного развития и способностей детей 1. Понятие одаренности. 2. Проявления одаренности. 3. Пути выявления и развития детской одаренности. 4. Психодиагностика восприятия у детей. 5. Средства изучения внимания. 6. Основные подходы к психодиагностике воображения. 7. Проблемы и трудности, возникающие при изучении мышления детей. 8. Психодиагностика общих способностей. Тема 4. Психодиагностика уровня развития личности и межличностных отношений 1. Свойства личности ребенка, изучаемые в психодиагностических целях. 2. Подготовка и проведение личностного психодиагностического эксперимента. 3. Особенности психодиагностики личности в младенческом и раннем возрасте. 4. Психодиагностика межличностных отношений. 5. Психодиагностика способности к общению. Темы для рефератов1. Понятие и проявление одаренности у детей. 2. Психодиагностика в работе практического психолога. 3. Методы психодиагностики познавательных процессов и способностей детей. 4. Психодиагностика личности ребенка. 5. Психодиагностика межличностных отношений. Темы для самостоятельной исследовательской работы1. Психологические проблемы детской одаренности. 2. Основные этапы разработки и адаптации психологических тестов для работы с детьми в психологической службе системы образования. 3. Организация и процедура психодиагностического изучения зоны потенциального (ближайшего) развития ребенка. 4. Подготовка и проведение психодиагностического эксперимента для изучения личности ребенка. ЛитератураI Анастази А. Психологическое тестирование.— Кн. 1.—М., 1982. (Содержание психологического тестирования: 17—31.) Анастази А. Психологическое тестирование.— Кн. 2.— М., 1982. (Психологическое тестирование: 36—70.) Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности.— Киев, 1978. (Психодиагностика: история, теория: 7—24. Теоретические проблемы тестового исследования личности: 79—84.) Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм.— М., 1982. (Надежность и валидность интеллектуальных тестов: 77—96.) Одаренные дети.—М., 1991. (Многогранность одаренности: 15—26. Открытие ребенка: 31—40. Развитие интересов и постановка задач: 96—111. Развитие творческих способностей: 111—124. Одаренность, ее выявление и развитие: 149—367.) Психологическая диагностика: проблемы и исследования.— М., 1981. (Психодиагностика, ее задачи: 19—23. Тестология, тесты и тестирование. Надежность и валидность тестов: 24—35. Обзор развития тестов: 35—49. Интеллектуальные тесты. История и современное состояние: 49—74. Диагностика специальных способностей, профессиональных достижений: 79—95. Диагностика личности: 95—120.) Психология индивидуальных различий. Тесты.— М., 1982. (Факторный анализ личности (Р. Мейли): 84—100. Интеллектуальные тесты: 122—128.) Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения.— М., 1984. (Разработка теста: 377—401.) Фромм А. Азбука для родителей.—Л., 1991. (Психологические тесты: 223—225. Тест интеллекта: 285—287.) II Диагностика умственного развития дошкольников.— М., 1978. (Психологические основы диагностики умственного развития дошкольников: 7—31.) Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.—М., 1981. (Психодиагностика развития детей: 3—10.) Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются (общество и способности человека): Книга для учителя.—М., 1989. (Тестирование интеллекта: 24—31, 37—39.) Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет).—М., 1960. (Методы исследования психического развития детей: 23—30.) III Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности.— Киев, 1978. (Методы исследования интеллекта: 46—79. Методы исследования личности: 85.) Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике.— Киев, 1989. Валлон А. Психическое развитие ребенка.— М., 1967. (Как изучать ребенка: 24—38.) . Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека.— М., 1973. (Методы изучения памяти: 73—98.) Венгер Л. А. Педагогика способностей.— М., 1973. (Измерение способностей: 11—20.) Диагностика умственного развития дошкольников.— М., 1978. (Методики обследования умственного развития детей: 181—240.) Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.—М., 1981. (Методика диагностики учебной деятельности младших школьников: 13—40. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте: 49—64. Опыт диагностики зоны ближайшего развития: 130—152.) Земска М. Семья и личность.— М., 1986. (Семейное консультирование: 108—124.) Изучение учителем психического развития шестилетних учащихся: методические рекомендации.— Киев, 1984. (Изучение мотивов учения шестилетних детей: 29—57. Изучение эмоционально-волевого развития шестилетнего ребенка: 58—71.) Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.— М., 1983. (Выбор профессии: 7—15. Профориентация и профконсультация: 15—29. Пути и приемы практического консультирования по выбору профессии: 81—94.) Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности.— М., 1985. (Принципы конструирования психодиагностических тестов и их описание: 167—302.) Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследования.— Пермь, 1988. (Методы психологического исследования личности: 41—56.) Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива.— М., 1988. (Методы изучения коллектива: 59—88.) Новак 3. Вопросы изучения и диагностики развития вербальной способности учащихся // Вопросы психологии.—1983.—№ 3.—С. 46—50. Норакидзе В. Г. Методы исследования характера.— Тбилиси, 1989. (Методы исследования характера: 18—87. Опросник Айзенка: 96—104. Опросник изучения уровня эмоционального стресса: 105—115. TAT как метод изучения-характера личности: 122—150. Тесты Роршаха как метод исследования личности: 197—212.) Петренко В. Ф. Психосемантика сознания.—М., 1988. (Метод семантического дифференциала: 53—68.) Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности.— М.,1980. (Общая характеристика и классификация проективных методик: 10—18. TAT (описание): 71—101. Тест Роршаха (описание): 102—151.) Столин В. В. Самосознание личности.— М., 1983. (Самосознание и проблема психологической помощи: 231—269.) Фраселла Ф., Банистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам.—М., 1987. (Теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик: 5—26.)
|
|
|