Главная >> Психология образования. Книга 2. Немов

Глава 30. Совершенствование педагогической деятельности

Вопросы и литература к 30 главе: Совершенствование педагогической деятельности

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Организация психологического самообразования педагога

    1. Необходимость непрерывного психологического самообразования педагога.

    2. Основные отрасли психологической науки, содержащие в себе сведения, полезные для педагога.

    3. Научные и популярные издания, включающие психологическую информацию, полезную для психологического самообразования педагога.

Тема 2. Психологические основы педагогической саморегуляции

    1. Значение саморегуляции в деятельности педагога.

    2. Педагогические ситуации, порождающие потребность в психологической саморегуляции.

    3. Саморегуляция восприятия и внимания.

    4. Саморегуляция памяти и мышления.

    5. Самоуправление эмоциональными состояниями.

Тема 3. Психокоррекция в деятельности педагога

    1. Основные направления и цели педагогической психокоррекционной работы.

    2. Классификация психокоррекционных методов.

    3. Группы социально-психологического тренинга (Т-группы).

    4. Группы встреч.

    5. Группы тренинга умений.

Те м а 4. Аутотренинг в работе педагога

    1.Понятие об аутогенной тренировке.

    2. Значение аутотренинга и пути его практического использования, в работе педагога.

    3. Цели и задачи аутогенной тренировки.

    4. Упражнения, направленные на регуляцию тонуса мышц.

    5. Упражнения, предназначенные для управления вниманием и чувственными образами.

    6. Упражнения, предназначенные для изменения ритмики дыхания.

Темы для рефератов

1. Источники полезной для педагога психологической информации. ~- Педагогические ситуации, связанные с ними психологические процессы и состояния, требующие саморегуляции деятельности педагога.

2. Основные принципы саморегуляции.

3. Психокоррекционные методы и группы, возможности их использования в педагогической практике.

4. Аутогенная тренировка и ее применение в процессе самосовершенствования деятельности педагога.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Система работы педагога по психологическому самообразованию.

2. Теоретические основы психологической саморегуляции деятельности педагога.

3. Психокоррекционная работа в профессиональной подготовке учителя.

4. Приемы и методы повышения работоспособности педагога при помощи аутогенной тренировки.

Литература

I

Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация.—М., 1983. (Психология педагогической деятельности: 6—40, 64—73.)

Бернс Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.— М., 1986. (Психологическая подготовка учителей: 333—351.)

Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения:

Книга для учителей и родителей.— М., 1987.

Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.— М., 1987.

Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.— М., 1989.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.— М., 1988.

II

Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе.— М., 1989. (Активное социально-психологическое обучение педагогов.)

Ладанов И. Д. Управление стрессом.— М., 1989. (Управление стрессом: 27—42. Тренировка воли: 43—69. Тренировка памяти: 69— 83. Саморегуляция (владение собой): 83—119. Предотвращение и преодоление конфликтов: 120—137.)

Леонтьев А. А. Педагогическое общение.—М., 1979. (Как развивать умения педагогического общения: 39—45.)

Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности.— М., 1989. (Преодоление критических ситуаций: 188—198. Саморегуляция психических состояний: 227—262.)

Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения.—Л., 1983. (Пути и средства управления нервно-психическим напряжением: 138—151.)

Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий (что мы знаем о памяти).—М., 1988. (Управление памятью: 84—112, 133—140.).

Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг.—М., 1989. (Психокоррекционная работа в современной гуманистической психологии: 195—207.)

Раттер М. Помощь трудным детям.—М., 1987. (Психотерапия и ее эффективность: 347—397.)

Яценко Т. С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей.— Киев, 1987. (Психокоррекционная работа в группе активного социально-психологического обучения: 48—59.)

 

 

???????@Mail.ru