|
|
|
Глава 30. Совершенствование педагогической деятельности
Вопросы и литература к 30 главе: Совершенствование педагогической деятельностиТемы и вопросы для обсуждения на семинарахТема 1. Организация психологического самообразования педагога 1. Необходимость непрерывного психологического самообразования педагога. 2. Основные отрасли психологической науки, содержащие в себе сведения, полезные для педагога. 3. Научные и популярные издания, включающие психологическую информацию, полезную для психологического самообразования педагога. Тема 2. Психологические основы педагогической саморегуляции 1. Значение саморегуляции в деятельности педагога. 2. Педагогические ситуации, порождающие потребность в психологической саморегуляции. 3. Саморегуляция восприятия и внимания. 4. Саморегуляция памяти и мышления. 5. Самоуправление эмоциональными состояниями. Тема 3. Психокоррекция в деятельности педагога 1. Основные направления и цели педагогической психокоррекционной работы. 2. Классификация психокоррекционных методов. 3. Группы социально-психологического тренинга (Т-группы). 4. Группы встреч. 5. Группы тренинга умений. Те м а 4. Аутотренинг в работе педагога 1.Понятие об аутогенной тренировке. 2. Значение аутотренинга и пути его практического использования, в работе педагога. 3. Цели и задачи аутогенной тренировки. 4. Упражнения, направленные на регуляцию тонуса мышц. 5. Упражнения, предназначенные для управления вниманием и чувственными образами. 6. Упражнения, предназначенные для изменения ритмики дыхания. Темы для рефератов1. Источники полезной для педагога психологической информации. ~- Педагогические ситуации, связанные с ними психологические процессы и состояния, требующие саморегуляции деятельности педагога. 2. Основные принципы саморегуляции. 3. Психокоррекционные методы и группы, возможности их использования в педагогической практике. 4. Аутогенная тренировка и ее применение в процессе самосовершенствования деятельности педагога. Темы для самостоятельной исследовательской работы1. Система работы педагога по психологическому самообразованию. 2. Теоретические основы психологической саморегуляции деятельности педагога. 3. Психокоррекционная работа в профессиональной подготовке учителя. 4. Приемы и методы повышения работоспособности педагога при помощи аутогенной тренировки. ЛитератураI Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация.—М., 1983. (Психология педагогической деятельности: 6—40, 64—73.) Бернс Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.— М., 1986. (Психологическая подготовка учителей: 333—351.) Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителей и родителей.— М., 1987. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.— М., 1987. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.— М., 1989. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.— М., 1988. II Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе.— М., 1989. (Активное социально-психологическое обучение педагогов.) Ладанов И. Д. Управление стрессом.— М., 1989. (Управление стрессом: 27—42. Тренировка воли: 43—69. Тренировка памяти: 69— 83. Саморегуляция (владение собой): 83—119. Предотвращение и преодоление конфликтов: 120—137.) Леонтьев А. А. Педагогическое общение.—М., 1979. (Как развивать умения педагогического общения: 39—45.) Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности.— М., 1989. (Преодоление критических ситуаций: 188—198. Саморегуляция психических состояний: 227—262.) Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения.—Л., 1983. (Пути и средства управления нервно-психическим напряжением: 138—151.) Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий (что мы знаем о памяти).—М., 1988. (Управление памятью: 84—112, 133—140.). Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг.—М., 1989. (Психокоррекционная работа в современной гуманистической психологии: 195—207.) Раттер М. Помощь трудным детям.—М., 1987. (Психотерапия и ее эффективность: 347—397.) Яценко Т. С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей.— Киев, 1987. (Психокоррекционная работа в группе активного социально-психологического обучения: 48—59.)
|
|
|