|
|
|
Глава 13. Становление личности в ранней юности
Темы, вопросы, литература к 13 главе: Становление личности в ранней юностиТемы и вопросы для обсуждения на семинарахТема 1. Формирование и развитие морали 1. Проблема нравственного выбора, место, которое она занимает в юношеском возрасте. 2. Открытость юношей и девушек к обсуждению нравственных проблем. 3. Основные нравственные вопросы ранней юности. 4. Особенности решения нравственных проблем современными старшеклассниками. Тема 2. Становление мировоззрения 1. Структура мировоззрения старших школьников. 2. Формирование социально-политических взглядов у старшеклассников. 3. Экономическое мировоззрение и культура. 4. Особенности развития и соединения научных и религиозных взглядов. Тема 3. Нравственное самоопределение 1. Начало реализации жизненных планов. 2. Поиски ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть?». 3. Представление о себе в прошлом, настоящем и будущем времени. 4. Стабилизация внутренней жизни и внешних отношений. 5. Аномальная эмоционально-личностная симптоматика ранней юности. Тема 4. Основные черты психологии старшего школьника 1. Достижение уровня высокой интеллектуальной зрелости. 2. Оформление морально-нравственной сферы личности. 3. Профессиональное самоопределение. 4. Личностное самоопределение. 5. Юность — пора первой любви. 6. Значение личностных новообразований ранней юности для дальнейшей судьбы человека. Темы для рефератов1. Моральное развитие в раннем юношеском возрасте. 2. Личностное самоопределение в ранней юности. 3. Общая характеристика личности старшеклассника. Темы для самостоятельной исследовательской работы1. Социально-психологические проблемы формирования мировоззрения у современных старшеклассников. 2. Природа и дальнейшая судьба эмоционально-личностных аномалий, наблюдаемых в ранней юности. 3. Что приобретает личность в ранней юности по сравнению с остальными периодами жизни. ЛитератураI Бернc Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.— М., 1986. (Я-концепция в юности: 169—224.) I Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности.— М., 1977. (Подросток и юноша: 21—64.) Развитие личности ребенка.— М., 1987. (Психология юности: 231—266.) Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1966. (Эмоциональная жизнь в юношеском возрасте: 142—169.) II Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.—Иркутск, 1989. (Юноша: 119—153.) Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М., 1968. (Формирование личности в раннем юношеском возрасте: 365—420.) Захарова А. В. Психология обучения старшеклассников.— М., 1976. (Социально-психологические особенности ранней юности: 4—16.) Кон И. С. Психология ранней юности.— М., 1989. (Формирование личности в юности: 69—105. Межличностные отношения в юношеском возрасте: 128—166, 213—237. Дружба в юности: 167—185.) III Иващенко Ф. И. Психология трудового воспитания.— Минск, 1988. (Психологические особенности старшего школьника: 57—63. Трудовая деятельность старшеклассников: 63—70. Склонность к труду, условия ее формирования: 74—80,105—122.) Левитов Н. Д. Психология характера.— М., 1969. (Становление характера в старшем школьном возрасте: 405—415.) Никифоров Г. С. Самоконтроль человека.— Л., 1989. (Самоконтроль у старших школьников: 98—102.) Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет.—М., 1988. (Психологические особенности старшеклассников: 69—71.) Кон И. С. Дружба.— М., 1980.
|
|
|