Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 2

Функциональные стили

Научный стиль

Виды переработки информации

План — последовательное указание основных структурных частей текста. Прежде чем составить план, следует разделить текст на микротемы, определить его гему и основную мысль. Планы бывают простыми и сложными. Простой план отображается тезисно по пунктам с помощью назывных предложений. Сложный план подробно раскрывает содержание каждого абзаца, включая в себя пункты и подпункты.

Правила составления плана:

    1) прочитайте текст;
    2) разделите текст на абзацы, при составлении сложного плана разделите абзац на структурные части;
    3) последовательно озаглавьте каждый абзац, при составлении сложного плана озаглавьте структурные части абзаца;
    4) запишите план на основе переработанного материала.

Тезис — сжатое содержание положения текста. Тезисы бывают первичными и вторичными. Первичные тезисы являются оригинальным текстом, составляющимся для научных конференций, заседаний и пр. Такие тезисы имеют строгую композицию: 1) преамбула — актуальность работы; 2) тезисное изложение — основное содержание работы; 3) заключительный тезис — вывод. Вторичные тезисы составляются на основе текста и нредставляют собой его переработку. Вторичный тезис включает в себя тему (о чём говорится в тексте) и основную мысль (что говорит автор текста) и, как правило, требует дальнейшего доказательства.

Конспект — сокращённая запись содержания текста, лекции и др. Конспект строится на основе плана и тезисов и представляет собой «вторичный» текст, дополненный аргументами и выводами, но изложенный в сокращённом виде.

Правила составления конспекта:

    1) прочитайте текст;
    2) определите тему и основную мысль текста;
    3) разделите текст на микротемы, назовите их;
    4) составьте основные тезисы каждой микротемы;
    5) дополните тезисы фактическим материалом (примеры, аргументы, доказательства, выводы);
    6) запишите конспект на основе переработанного материала.

Реферат — краткое изложение содержания текста (нескольких текстов) научных работ, статей, книг и др. Основное назначение реферата — донести до слушателя (читателя) основное содержание текста. Реферат состоит из следующих композиционных элементов: I) введения; 2) основной части; 3) заключения; 4) списка используемой литературы. Во введении излагают тему, предмет, актуальность, цель и задачи реферата. В основной части формулируется главная мысль работы, её содержание в зависимости от цели и задач. В заключении подводится итог работы, формулируются выводы — сжато обобщается материал основной части.

Правила составления реферата:

    1) сформулируйте тему, цель и задачи реферата;
    2) подберите материал (список литературы) для реферирования;
    3) разработайте план реферата;
    4) выделите тезисы реферируемого материала, дополненные фактическим материалом, последовательным изложением содержания;
    5) напишите реферат.

Аннотация — краткая характеристика статьи, книги. В аннотации указывают прежде всего автора, адресата, тему работы, отражают значимые и актуальные черты работы, излагают структуру работы и раскрывают сё содержание.

518. Прочитайте текст. Определите его тип и стиль речи. Составьте простой план.

ТАЙНЫ САХАРЫ

    В 1933 г. Лео Фробениус, знаменитый немецкий исследователь Африки, во время одной из своих экспедиций обнаружил в Ливии, на скалах Феццана в сердце безводной пустыни Сахара, изображения быков, слонов, страусов, львов, антилоп, коз, носорогов и даже бегемотов. На протяжении 60 км по обеим сторонам высохшего русла древней реки (Вади) на тёмно-оранжевых потрескавшихся скалах тянулись рельефные, написанные красной охрой или белой глиной картины. Возраст изображений точно не был известен, но всё говорило учёному о том, что Сахара не всегда была безжизненным краем.

    Как подтвердили дальнейшие исследования, ещё в период палеолита, т. е. 10—12 тысяч лет назад, когда человек впервые появился в Северной Африке, климат здесь был значительно более влажным. Сахара представляла собой не пустыню, а африканскую степь-саванну. Охота была основным источником существования древнего человека. Верблюдов в Сахаре тогда ещё не было, они появились намного позднее, но зато в реках, которые текли на месте нынешних вади, жили крокодилы. Последние представители этих пресмыкающихся обитают ныне в одном небольшом водоёме в Хоггаре на краю пустыни.

    Затем, около 5—7 тысяч лет назад, началась засуха, земля Сахары всё больше теряла влагу, высыхали травы. Постепенно Сахару стали покидать травоядные животные, за ними потянулись хищники. Животным пришлось отступить в далёкие леса и саванны Центральной Африки, где все эти представители так называемой эфиопской фауны обитают и поныне. За животными из Сахары ушли почти все люди, и лишь единицы оказались в состоянии выжить там, где ещё оставалось немного воды. Они стали кочевниками.

(Н. Непомнящий «100 великих загадок истории»)

519. Прочитайте текст из сборника Д. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». Определите его тему и основную мысль. Укажите тип и стиль речи текста, обоснуйте свой ответ. Составьте тезисный план, выделяя и нумеруя каждое положение (утверждение) автора.

ПИСЬМО ТРИНАДЦАТОЕ
О ВОСПИТАННОСТИ

    Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и... у самого себя.

    Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.

    Я убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

    Если мужчина на улице пропускает вперёд себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, — он невоспитанный человек.

    Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, — он невоспитанный человек.

    Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких — он невоспитанный человек.

    Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, — он невоспитанный человек.

    Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), — он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

    Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.

    Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.

    Воспитанный человек во всех отношениях не ведёт себя «громко», экономит время других («Точность — вежливость королей» — говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же — дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.

    Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу... не только в дверях.

    Но умная женщина легко поймёт, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее! Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины...

    Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки.

    Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.

    В чём же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?

    В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

    Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнёшь уши — вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол — опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим — к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, всё поведение должно быть сдержанным и... красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры — это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живёшь, и т.д.

    Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и ещё немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

520. Составьте конспект критической статьи об изучаемом вами на данный момент художественном произведении для дальнейшего использования его на уроке литературы и подготовки к школьному сочинению.

521. Вспомните, какой последний реферат вы готовили по какому- либо учебному предмету. Прочитайте его. Проанализируйте композицию и языковые средства, которые вы использовали при его написании. Как вы считаете, нужно ли его доработать (отредактировать, дополнить новыми сведениями)?

522. Подготовьте реферат на самостоятельно подобранную лингвистическую тему, опираясь на правила его составления.

523. Прочитайте аннотации и сравните их структурные части. Сколько частей в аннотации? Какие сведения содержатся в каждой части? Каких сведений вам, как читателю, недостаточно? Что, по вашему мнению, следует добавить в текст данных аннотаций?

    I. Русева Любовь Викторовна

    России верные сыны. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009. — 544 с.: ил. — (История в лицах).

    История нашего Отечества многолика, но она одна. Она слагалась из деятельности многих замечательных людей: государей и военачальников, политиков и деятелей культуры, дипломатов и купцов, врачей и промышленников, полицейских и священников... Некоторые персонажи хорошо известны читателю, но в этой книге их биографии рассматриваются в необычном ракурсе. Знакомство с неординарными личностями вызывает гордость за наше Отечество, вселяет оптимизм и веру в будущее России.

    II. Трушкин Михаил Данилович

    А.К. Толстой и мир русской дворянской усадьбы / М.Д. Трушкин. — М.: Русскiй мiръ, 2009. — 656 с.: ил. — (Русская провинция).

    Настоящее издание о жизни и творчестве выдающегося русского поэта, драматурга и прозаика Алексея Константиновича Толстого (1817—1875), автора популярного исторического романа «Князь Серебряный», лирических стихотворений, одного из создателей знаменитого Козьмы Пруткова, талантливых драматических произведений.

    В книге граф Толстой предстаёт в живом общении со своими выдающимися современниками: И.С. Тургеневым, И.А. Гончаровым, А.А. Фетом, императором Александром И, композитором Ф. Листом, славянофилами братьями К.С. и И.С. Аксаковыми, А.С. Хомяковым, другими видными деятелями русской и зарубежной культуры. Живописным фоном всему повествованию служит русская провинциальная усадьба — усадьба Красный Рог, Погорельцы и Пустынька, где поэт был по-настоящему счастлив. Не обойдена в книге тема личной жизни поэта, а также жизни видных деятелей русской культуры из родственного ему окружения: графов Разумовских, графов Толстых, Перовских и Жемчужниковых.

    Книга «А. К. Толстой и мир русской дворянской усадьбы» предназначена тем, кто любит Россию и не безразличен к её отеческим корням.

524. Напишите две аннотации: на свой учебник по математике и литературе. Будут ли различаться эти тексты? Чем? Почему?

525. Составьте аннотацию на недавно вами прочитанную книгу. Используйте речевые клише типа «В книге говорится (рассказывается, повествуется)...» или «Эта книга о том, как...», «В ней поднимаются (излагаются) вопросы (проблемы)...», «Книга представит (вызовет) интерес (заинтересует)...», «Книга поможет...» и т. д.

<<< К началу параграфа

 

 

Ðåéòèíã@Mail.ru