Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 2

Функциональные стили

Разговорный стиль

549. Прочитайте отрывок из пьесы А. Островского «Гроза». Как характеризуют героев их реплики? Выделите в тексте элементы разговорного стиля (лексические и синтаксические).

    Кабанова. Ну, ты помнишь всё, что я тебе сказала. Смотри ж, помни! На носу себе заруби!

    Кабанов. Помню, маменька.

    Кабанова. Ну, теперь всё готово. Лошади приехали. Проститься тебе только, да и с Богом.

    Кабанов. Да-с, маменька, пора.

    Кабанова. Ну!

    Кабанов. Чего изволите-с?

    Кабанова. Что ж ты стоишь, разве порядку не забыл? Приказывай жене-то, как жить без тебя.

Катерина потупила глаза.

    Кабанов. Да она, чай, сама знает.

    Кабанова. Разговаривай ещё! Ну, ну, приказывай. Чтоб и я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь спросишь, так ли всё исполнила.

    Кабанов (становясь против Катерины). Слушайся маменьки, Катя!

    Кабанова. Скажи, чтоб не грубила свекрови.

    Кабанов. Не груби!

    Кабанова. Чтоб почитала свекровь, как родную мать!

    Кабанов. Почитай, Катя, маменьку, как родную мать.

    Кабанова. Чтоб сложа руки не сидела, как барыня.

    Кабанов. Работай что-нибудь без меня!

    Кабанова. Чтоб в окна глаз не пялила!

    Кабанов. Да, маменька, когда ж она...

    Кабанова. Ну, ну!

    Кабанов. В окна не гляди!

    Кабанова. Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя.

    Кабанов. Да что ж это, маменька, ей-богу!

    Кабанова (строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. (Сулыбкой.) Оно всё лучше, как приказано-то.

    Кабанов (сконфузившись). Не заглядывайся на парней!

Катерина строго взглядывает на него.

    Кабанова. Ну, теперь поговорите промежду себя, коли что нужно. Пойдём, Варвара!

550. Прочитайте отрывок из сказки М. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь». Какие черты разговорного стиля (морфологические, синтаксические, лексические) содержатся в тексте? Укажите их, приведите примеры.

    Пискарь-сын отлично запомнил поучения пискаря-отца да и на ус себе намотал. Был он пискарь просвещённый, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить — не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, — сказал он себе, — а не то как раз пропадёшь!» — и стал устраиваться. Первым делом нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в неё было можно, а никому другому — не влезть! Долбил он носом эту нору целый год, и сколько страху в это время принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке. Наконец, однако, выдолбил на славу. Чисто, аккуратно — именно только одному поместиться впору. Вторым делом насчёт житья своего решил так: ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят — он будет моцион делать, а днём — станет в норе сидеть и дрожать. Но так как пить-есть всё-таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полдня, когда вся рыба уж сыта, и, бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит. А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет, и будет опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться.

    Так он и поступал. Ночью моцион делал, в лунном свете купался, а днём забирался в нору и дрожал. Только в полдни выбежит кой-чего похватать — да что в полдень промыслишь! В это время и комар под лист от жары прячется, и букашка под кору хоронится. Поглотает воды — и шабаш!

    Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и всё-то думает: «Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?»

551. Лингвистическое наблюдение. Охарактеризуйте употребление стилистических средств разговорного стиля в одном из рассказов В. Шукшина («Миль пардон, мадам!», «Чудик»). В чём особенность языка Шукшина? Подготовьте доклад (с примерами из текста) и выступите с этим докладом.

<<< К началу параграфа

 

 

???????@Mail.ru