Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 2

Функциональные стили

Язык художественной литературы

555. Прочитайте отрывок из романа «Белая гвардия». Определите тему. Укажите количество микротем. Предложите свой вариант абзацного членения текста. Объясните. Назовите тип связи предложений. Какие средства художественной выразительности использованы автором?

    В молчании вернулись в столовую. Гитара мрачно молчит. Никол- ка из кухни тащит самовар, и тот поёт зловеще и плюётся. На столе чашки с нежными цветами снаружи и золотые внутри, особенные, в виде фигурных колонок. При матери, Анне Владимировне, это был праздничный сервиз в семействе, а теперь у детей пошёл на каждый день. Скатерть, несмотря на пушки и на всё это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна. Это от Елены, которая не может иначе, это от Анюты, выросшей в доме Турбиных. Полы лоснятся, и в декабре, теперь, на столе, в матовой, колонной, вазе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы, утверждающие красоту и прочность жизни, несмотря на то, что на подступах к Городу — коварный враг, который, пожалуй, может разбить снежный, прекрасный Город и осколки покоя растоптать каблуками. Цветы. Цветы — приношение верного Елениного поклонника, гвардии поручика Леонида Юрьевича Шер- винского, друга продавщицы в конфетной знаменитой «Маркизе», друга продавщицы в уютном цветочном магазине «Ниццкая флора». Под тенью гортензий тарелочка с синими узорами, несколько ломтиков колбасы, масло в прозрачной маслёнке, в сухарнице пила-фраже и белый продолговатый хлеб. Прекрасно можно было бы закусить и выпить чайку, если бы не все эти мрачные обстоятельства.

(М. Булгаков)

556. Прочитайте, определите ведущее средство создания выразительности. Напишите свой вариант продолжения текста. Озаглавьте его.

    Утро было славное, свежее; маленькие пёстрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная, тёмная земля, казалось, ещё хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.

(И. Тургенев)

557. Прочитайте отрывок из исследования «Творчество Рембрандта» о живописи голландских художников. Какие стили речи встречаются в тексте? Укажите их признаки. Составьте тезисы текста.

    Живопись «малых голландцев», как называют современников Рембрандта, поражает разнообразием своих тем. Чинные бюргеры в чёрных кафтанах и белоснежных, крахмальных воротниках, грузные матроны взирают на нас с портретов Ван дер Гельста.

    Порой мы как бы невзначай заглядываем в раскрытое окно дома, где в глубине видим очаг. Особенно охотно ведут нас художники в богатые дома. Мы вступаем в опрятную, светлую горницу, порой в отсутствие хозяев, и только по изящным туфелькам или бархатной кофте узнаём о её обитательнице. Порой мы становимся нечаянными свидетелями семейных сцен. Изящной девушке доставлено с нарочным письмо, конечно, от её кавалера, и она с лицемерным равнодушием пробегает глазками его строчки. Или отец делает внушение своей дочке, а она с деланной покорностью выслушивает отца на картинах Теребоха.

    Свой досуг это светское общество охотно заполняет музыкой. Мужчины играют на скрипке, женщины аккомпанируют на клавесине у Метсю. Порой художники подводят нас через полутьму первого плана интерьера к ярко освещённому сервированному столу, где сверкают, гордость дома, хрустальные бокалы, где матовым блеском играют серебряные блюда, где аппетитно разложены изысканные яства и свежие фрукты у Класа Хеда.

    Ведут нас на кухню, где стоят глиняные кувшины, свежеочищен- ная селёдка, лежит лук на картинах Бейерена. В его натюрморте самое светлое пятно — лежащая на столе белая салфетка. От неё словно исходит свет на другие предметы. Благодаря рефлексам, они становятся светлее, и создаётся впечатление, что вещам свободно и легко дышится в отведённом им небольшом воздушном пространстве за изобразительной поверхностью натюрморта.

    Иногда нам показывают краешком войну: происходят стычки кавалерии, мелькают пёстрые костюмы военных, но над ними всегда спокойное и высокое облачное небо на картинах Воувермана.

    С первого взгляда можно подумать, что вся жизнь Голландии, как в беспристрастном зеркале, отражена в её живописи. Но это было не так. Они редко ведут нас на биржу, умалчивают о колониальных завоеваниях, почти не показывают трудовую жизнь голландского крестьянства, которое было в семнадцатом веке в очень тяжёлом положении.

(М. Вержбицкий)

Напишите сочинение-описание одной из картин. Помните, что при написании сочинения по картине необходимо отразить замысел художника, композицию картины, описать образы, пейзаж, палитру красок картины и своё впечатление от увиденного. Используйте возможности стиля языка художественной литературы.

558. Прочитайте и сравните тексты. Объединяет ли их одна и та же тема? К какому стилю речи они принадлежат?

1. Человек — он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат. И восход.
И четыре в нём времени года.
И особый в нём музыки ход.
И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнём,
Человек — он зима. Или лето.
Или осень. С грозой и дождём.
Всё вместил в себя. Вёрсты и время.
И от атомных бурь он ослеп.
Человек — он и почва, и семя.
И сорняк среди поля. И хлеб.
И какая в нём брезжит погода?
Сколько в нём одиночеств? И встреч?
Человек — он ведь тоже природа...
Так давайте природу беречь.

(С. Островой)

    2. ...В часы усталости духа, — когда память оживляет тени прошлого и от них на сердце веет холодом, когда мысль, как бесстрастное солнце осени, освещает грозный хаос настоящего и зловеще кружится над хаосом дня, бессильная подняться выше, лететь вперёд, — в тяжёлые часы усталости духа я вызываю пред собой величественный образ Человека.

    Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его медленно шествует — вперёд! и — выше! — трагически прекрасный Человек!

    Я вижу его гордое чело и смелые, глубокие глаза, а в них — лучи бесстрашной мысли, той величавой силы, которая в моменты уто- мленья — творит богов, в эпохи бодрости — их низвергает.

    Затерянный среди пустынь вселенной, один на маленьком куске земли, несущемся с неуловимой быстротою куда-то в глубь безмерного пространства, терзаемый мучительным вопросом — «зачем он существует?» — он мужественно движется — вперёд! и — выше! — по пути к победам над всеми тайнами земли и неба.

(М. Горький)

<<< К началу параграфа

 

 

Ðåéòèíã@Mail.ru