|
|
|
Функциональные стили
Язык художественной литературы
В молчании вернулись в столовую. Гитара мрачно молчит. Никол- ка из кухни тащит самовар, и тот поёт зловеще и плюётся. На столе чашки с нежными цветами снаружи и золотые внутри, особенные, в виде фигурных колонок. При матери, Анне Владимировне, это был праздничный сервиз в семействе, а теперь у детей пошёл на каждый день. Скатерть, несмотря на пушки и на всё это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна. Это от Елены, которая не может иначе, это от Анюты, выросшей в доме Турбиных. Полы лоснятся, и в декабре, теперь, на столе, в матовой, колонной, вазе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы, утверждающие красоту и прочность жизни, несмотря на то, что на подступах к Городу — коварный враг, который, пожалуй, может разбить снежный, прекрасный Город и осколки покоя растоптать каблуками. Цветы. Цветы — приношение верного Елениного поклонника, гвардии поручика Леонида Юрьевича Шер- винского, друга продавщицы в конфетной знаменитой «Маркизе», друга продавщицы в уютном цветочном магазине «Ниццкая флора». Под тенью гортензий тарелочка с синими узорами, несколько ломтиков колбасы, масло в прозрачной маслёнке, в сухарнице пила-фраже и белый продолговатый хлеб. Прекрасно можно было бы закусить и выпить чайку, если бы не все эти мрачные обстоятельства. (М. Булгаков)
Утро было славное, свежее; маленькие пёстрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная, тёмная земля, казалось, ещё хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков. (И. Тургенев) 557. Прочитайте отрывок из исследования «Творчество Рембрандта» о живописи голландских художников. Какие стили речи встречаются в тексте? Укажите их признаки. Составьте тезисы текста. Живопись «малых голландцев», как называют современников Рембрандта, поражает разнообразием своих тем. Чинные бюргеры в чёрных кафтанах и белоснежных, крахмальных воротниках, грузные матроны взирают на нас с портретов Ван дер Гельста. Порой мы как бы невзначай заглядываем в раскрытое окно дома, где в глубине видим очаг. Особенно охотно ведут нас художники в богатые дома. Мы вступаем в опрятную, светлую горницу, порой в отсутствие хозяев, и только по изящным туфелькам или бархатной кофте узнаём о её обитательнице. Порой мы становимся нечаянными свидетелями семейных сцен. Изящной девушке доставлено с нарочным письмо, конечно, от её кавалера, и она с лицемерным равнодушием пробегает глазками его строчки. Или отец делает внушение своей дочке, а она с деланной покорностью выслушивает отца на картинах Теребоха. Свой досуг это светское общество охотно заполняет музыкой. Мужчины играют на скрипке, женщины аккомпанируют на клавесине у Метсю. Порой художники подводят нас через полутьму первого плана интерьера к ярко освещённому сервированному столу, где сверкают, гордость дома, хрустальные бокалы, где матовым блеском играют серебряные блюда, где аппетитно разложены изысканные яства и свежие фрукты у Класа Хеда. Ведут нас на кухню, где стоят глиняные кувшины, свежеочищен- ная селёдка, лежит лук на картинах Бейерена. В его натюрморте самое светлое пятно — лежащая на столе белая салфетка. От неё словно исходит свет на другие предметы. Благодаря рефлексам, они становятся светлее, и создаётся впечатление, что вещам свободно и легко дышится в отведённом им небольшом воздушном пространстве за изобразительной поверхностью натюрморта. Иногда нам показывают краешком войну: происходят стычки кавалерии, мелькают пёстрые костюмы военных, но над ними всегда спокойное и высокое облачное небо на картинах Воувермана. С первого взгляда можно подумать, что вся жизнь Голландии, как в беспристрастном зеркале, отражена в её живописи. Но это было не так. Они редко ведут нас на биржу, умалчивают о колониальных завоеваниях, почти не показывают трудовую жизнь голландского крестьянства, которое было в семнадцатом веке в очень тяжёлом положении. (М. Вержбицкий)
558. Прочитайте и сравните тексты. Объединяет ли их одна и та же тема? К какому стилю речи они принадлежат?
2. ...В часы усталости духа, — когда память оживляет тени прошлого и от них на сердце веет холодом, когда мысль, как бесстрастное солнце осени, освещает грозный хаос настоящего и зловеще кружится над хаосом дня, бессильная подняться выше, лететь вперёд, — в тяжёлые часы усталости духа я вызываю пред собой величественный образ Человека. Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его медленно шествует — вперёд! и — выше! — трагически прекрасный Человек! Я вижу его гордое чело и смелые, глубокие глаза, а в них — лучи бесстрашной мысли, той величавой силы, которая в моменты уто- мленья — творит богов, в эпохи бодрости — их низвергает. Затерянный среди пустынь вселенной, один на маленьком куске земли, несущемся с неуловимой быстротою куда-то в глубь безмерного пространства, терзаемый мучительным вопросом — «зачем он существует?» — он мужественно движется — вперёд! и — выше! — по пути к победам над всеми тайнами земли и неба. (М. Горький)
|
|
|