Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова

Морфология и орфография

Приставки ПРЕ- и ПРИ-

135. Прочитайте отрывки из пьес А. Островского. Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы. Распределите эти слова на две группы в зависимости от вида орфограмм. Приставки выделите, объясните их написание, приведите свои примеры на эти правила.

    I. 1. [Липочка] Какое пр...ятное занятие эти танцы! Что может быть во..хитительнее? Ну, видишь: если человек с понятием али армейской какой — возьмёшь да и пр...щуришься, отвечаешь: «Извольте, с удовольствием!» <...> Да, легко вам ра...говаривать, а позвольте спросить, каково мне-то? 2. [Аграфена Кондратьевна] Говори, бе...стыжие твои глаза, с чего у тебя взгляд-то такой завистливый? 3. [Липочка] Вы, я воображаю, пр...плетёте скоро всех будочников. <...> Что, вам угодно ...провалить меня на тот свет прежде времени, извести своими капризами? 4. [Фоминишна] А я, матушка Аграфена Кондратьевна, вот что думаю: не пр...гожее ли будет подать бальсанцу с селёдочкой. 5. [Устинья Наумовна] Маменька-то вот, Аграфена Кондратьевна, тоже норовит в своё удовольствие: подавай ты ей бе...пременно купца, да чтобы был жалованный, да лошадей бы хороших держал, да и лоб-то крестил бы по-старинному. 6. [Фоминишна] Никак ты плакать ...бираешься? 7. [Аграфена Кондратьевна] Сама пр..вередничает. 8. [Устинья Наумовна] Да тебе-то оно не годится, по красоте-то твоей совсем не такое надобно, — и...чезни душа, коли лгу. 9. [Аграфена Кондратьевна] И...сохнешь ведь и с деньгами-то, не доживя веку. 10. [Подхалюзин] А за этого высватаете, так беды наживёте, что после и не ра...хлебаете. 11. [Липочка] Фи, маменька, нельзя одеться порядочно: вы тотчас ра...чувствоваетесь. 12. [Большов] Лета наши подвигаются пр..клонные, здоровье тоже ежеминутно пр...рывается, <...> положили мы ещё при жизни своей отдать в замужество единственную дочь нашу, и в рассуждении пр...даного тоже можем надеяться. 13. [Рисположенский] Хотели меня суду пр...дать, а тут я и вспомни, что, должно быть, мол, я его в погребке забыл. 14. [Подхалюзин] Останется у вас чем пр...строить Алимпияду Самсоновну. <...> Как пр...дерутся, да начнут по судам таскать, да на всё семейство эдакая мораль пойдёт, а ещё, пожалуй, и имение-то всё отнимут: должны будут они-с голод и холод терпеть и без всякого пр...зрения, как птенцы какие бе...защитные. 15. [Устинья Наумовна] За дело ли, за бе...делье ли, а давай, — ты сам обещал!

(Свои люди — сочтемся!)

    II. 1. [Кудряш] У нас никто и пикнуть не смей о жалованьи, и...ругает на чём свет стоит. <...> А может, я приду в такое ра...положение, что тебе пять тысяч дам. 2. [Глаша] Нашей бы хозяйке за ним быть, она б его скоро пр..кратила. 3. [Кудряш] Как жена-то, жена мужу во...молилася, во скоры-то ноги ему поклонилася. 4. [Кулигин] А то этакое место пр...красное, и вид, и всё, а как будто пусто. 5. [Феклуша] За наше неоставление им ещё больше щедрот пр...умножится, а особенно дому Кабановых. 6. [Кулигин] Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться пр...мудрости: «с полночных стран встаёт заря», а вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. 7. [Кабанова] Уж и не пр...крикнуть на неё и не пр...грозить? 8. [Кудряш] А уж пуще всего из-за денег; ни одного ра...чёта без брани не обходится. А беда, как его поутру кто-нибудь ра...сердит! Целый день ко всем пр...дирается. 9. [Феклуша] Ещё у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда бе...престанная! 10. [Кабанова] Что ты сиротой-то пр..кидываешься? Что ты нюни-то ра...пустил? 11. [Катерина] А то себя погубила, его погубила, себе бе...честье — ему вечный покор! 12. [Кабанова] Если ты хочешь мать послушать, так ты, как пр...едешь туда, сделай так, как я тебе пр..казывала. 13. [Кабанова] Что на шею-то виснешь, бе...стыдница!

(Гроза)

1. Охарактеризуйте слова али, лета́, пуще с точки зрения лексики. Подберите к ним синонимы.

2. Как выражается форма времени и наклонения глаголов в выделенных фразах персонажей?

136. Прочитайте текст. Выпишите слова с приставками и объясните их правописание. Докажите, что в выделенных словах есть приставки.

    Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным.

    Возьмём хотя бы раннюю весну. У неё, у этой ещё зябнущей от последних заморозков девочки-весны, есть в котомке много хороших слов.

    Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с чёрной водой, а на буграх — проталины и проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать-и-мачеха.

    Невозможно перечислить всё. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым её дням, когда уже начинает «сентябрить».

    Вянет земля, но впереди ещё «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца, с густой синевой небес, промытым прохладным воздухом, с летучей паутиной и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. «Осенняя пора — очей очарованье».

    Потом — ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер «сиверко», бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, тёмные зори.

    Так всё и идёт, пока первый мороз не схватит, не скуёт землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, позёмкой, снегопадом, седыми морозами.

(К. Паустовский)

1. Чем является при в слове (к) природным?

2. Укажите в тексте метафоры.

3. Являются ли синонимами слова: стынь, стылость; распутица, бездорожье; вьюги, метели; оттепели, ростепели; проталина, проплешины?

4. Какую роль играют однородные члены в создании выразительности текста?

5. Каков способ связи предложений третьего абзаца? Покажите это схематически.

6. Напишите сочинение, озаглавив его стихотворной строкой из этого текста.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru