Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова

Самостоятельные части речи

Правописание падежных окончаний имён существительных

157. Спишите имена существительные, выделяя в них основу и окончание, распределите их по типам склонения.

    Собрание, станция, иней, Дарья, молодёжь, гость, гостья, площадь, ущелье, путь, издание, пламя, хоккей, гармонь, линия, тихоня, вишенка, кухня, скворечник, ручища, глазище, тысяча, певунья, алюминий, артиллерия, побережье, устье, заречье, трудящийся, искусство, живопись, полотенце, платьице, имя, столовая, дитя, няня, зайчишка, рубашонка.

158. От существительных, данных в упражнении 157, образуйте формы дат. и пр. п. ед. ч. Выделите основу и окончание этих форм.

159. Спишите слова, объясняя правописание окончаний.

    Дарья — о Дарье, Мария — о Марии, любовь — о любви, Любовь — о Любови, периферия — на периферии, Забайкалье — о Забайкалье, Рая — о Рае, Софья — о Софье, София — о Софии, лезвие — о лезвии, планетарий — в планетарии, Заполярье — в Заполярье, Наталья — о Наталье, Наталия — о Наталии, Майя — к Майе, варенье — в варенье, варение — о варении («процесс»), гений — о гении, шалунья — о шалунье, экскурсия — на экскурсии.

160. Составьте предложения, в которых приведённые имена употреблялись бы в косвенных падежах. Объясните написание окончаний.

    Георгий Данелия, Александр Пушкин, Фёдор Глинка, Чарльз Дарвин, Майя Плисецкая, Даниил Галицкий, Владимир Мономах, Чарли Чаплин, Тарас Шевченко, Саша Чёрный, Борис Заходер, Мария Кюри, Джон Леннон, Бернард Шоу, Вильгельм Кюхельбекер, Родион Щедрин, Николай Цискаридзе, Лев Щерба, Яков Грот.

161. Приведённые имена существительные употребите в форме род. п. мн. ч. Выделите основу и окончание. Объясните закономерности выбора форм.

    Ампер, ананас, байт, басня, блюдце, гнездовье, грамм, грузин, гусар, двойня, джинсы, дно (кастрюли), доля, дупло, консервы, кочерга, мокасин, носок, няня, ожерелье, оладья, осетин, погон, полотенце, простыня, рельс, русло, снадобье, сумерки, туфля, устье, ущелье, чулок, шорты, ясли.

162. Спишите предложения, ставя существительные, данные в скобках, в пр. п. ед. или мн. ч.

Укажите постоянные признаки существительных Россия, листочках, мгновенье.

Каким членом предложения являются существительные в предложении 3?

    1. Была та смутная пора, когда Россия молодая, в (боренье) силы напрягая, мужала с гением Петра. (П.) 2. Мы толковали о (посев), об (урожай), о крестьянском (быт). (Т.) 3. На высохшем (мох), на лиловом (бурьян), на мягкой (пыль) дороги, на тонких (ствол), на чистых (листочек) молодых берёз лежал ясный и кроткий свет уже беззнойного невысокого солнца. (Т.) 4. Пускай послужит он [Гринёв] в (армия), да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат. (П.) 5. А рядом поле в (многоцветье) трав... (Тат.) 6. От атома до мирозданья в (мгновенье) всё заключено. (Тат.) 7. Но не случайно в (эскадрилья) он был любим. (Тат.) 8. Год кочую на раненой льдине, в (окруженье) арктических вьюг. (Тат.)

163. Поставьте фамилии и названия населённых пунктов в тв. п. ед. ч.

    Бородин, Бунин, Рахманинов, Кустодиев, Куприн, Катаев, Державин, Мамин-Сибиряк, Пушкин, Жюль Верн, Чарли Чаплин, Даль, Гайдай, Шопен, Станиславский, Гнедич, Мопассан, Бетховен, Бородино, Кунцево, Очаков, Шереметьево, Кусково, Орехово-Зуево, Тропарёво, Херсон, Харьков, Киев, Пушкино, Ростов-на-Дону, Кострома.

164. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Укажите непостоянные признаки выделенных существительных.

    1. Обойдя участки рот, Синцов вернулся вместе с Рыбочкин... к себе в подвал. (Сим.) 2. Мари со Щедрин... и Винер... приехала в Петергоф очень рано. (Пауст.) 3. Пели петухи, и было светло, как достигли они Жадрин... . (П.) 4. Я благодарил Савельича и лёг спать в одной комнате с Зурин... . (П.) 5. Отец мой выбрал место для уженья, и они оба с Евсеич... скоро принялись за дело. (Акс.) 6. Переславль-Залесский упоминался в летописях наравне с Боголюбов..., Владимир..., Дмитров... и Москвой. (Литв.) 7. Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородин... и флешами Багратиона. (Л. Т.) 8. Я слышал эти рассказы под Аккерман..., в Бессарабии. (М. Г.) 9. И с Царицын... и с Кавказом немцы всё-таки жестоко нарвались. (Бун.)

165. Объясните употребление окончания -у (-ю) в род. п. ед. ч. имён существительных. Выполните морфологический разбор 2—3 имён существительных (на выбор).

    1. Хватишься перцу — нет, уксусу не куплено. (Гонч.) 2. Я предложил отцу её стакан пуншу; Дуне подал я чашку чаю. (П.) 3. «Вот уже третий год, — заключил он, — как живу я без Дуни и как об ней нет ни слуху ни духу». (П.) 4. Проходили калики деревнями, выпивали под окнами квасу. (Ес.) 5. А с чем прихлебнёте чайку? (Г.) 6. Когда он вышел из дому, дождь всё ещё моросил. (Абр.) 7. Если б вы знали, какую услугу оказали сей, по-видимому, дрянью человеку без племени и роду. (Г.) 8. Заходил я обыкновенно в низенькую конфетную лавку и за чашкой шоколаду читал литературные журналы. (П.)

166. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните употребление форм существительных на и -у (-ю).

    1. В апреле 1918 года на Дон... завершился великий раздел. (Шол.) 2. На лет... они звонко поют, а вокруг зеленеют луга. (Бун.) 3. На двор... играя, дети снегура слепили как-то раз. (Фоф.) 4. Ноет в ствол... её рана глубокая. (О. Б.) 5. Хозяюшка в дом... — оладышек в мед... (Посл.) 6. Они познакомились в Крым... семь лет назад в апреле месяце. (Саж.) 7. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруд.... (Ес.) 8. И в деревне у тётки, и в корпус..., и позже в полк... никто не имел возможности посочувствовать ему или подшутить над ним. (Икр.) 9. В сад... треснуло дерево. (Л. Т.)

167. Составьте таблицу склонений имён существительных и распределите слова из упражнений 157, 161 по графам таблицы. Укажите число и падеж имён существительных.

168. Приведённые имена существительные употребите в форме им. п. мн. ч. Выделите основу и окончание. Объясните закономерности выбора форм.

    I. Боярин, волос, гражданин, гребень, гроздь, груздь, дерево, дно, дочь, друг, жгут, зять, камень, клок, клин, князь, колос, колосс, короб, крыло, кум, лист (дерева), лоскут, муж (супруг), обод, повод («уздечка»), полоз (саней), уголь, хомут, шило.

    II. Ведомость, джемпер, директор, жёлоб, инженер, катер, клевер, компрессор, корм, купол, округ, порт, рапорт, ректор, рог, свитер, сорт, стог, сторож, терем, тополь, торт, трюфель, шёлк, шофёр, якорь.

169. Прочитайте отрывок из рассказа «Ионыч». Постройте таблицу «Разряды существительных». Впишите в неё примеры из текста и дополните своими примерами, указывая их род, число и падеж.

Какой частью речи является выделенное слово в предложении? Сделайте его морфологический разбор. Почему, по вашему мнению, в этом отрывке так много существительных? Какую роль они играют в тексте?

Укажите синтаксическую роль существительных в первых трёх предложениях второго абзаца.

    Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. И указывали на семью Туркиных как на самую образованную и талантливую.

    Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин, Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить, и всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять, шутит он или говорит серьёзно. Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка, играла на рояле. Одним словом, у каждого члена семьи был какой-нибудь свой талант.

(А. Чехов)

1. Назовите тип речи этого текста. По каким признакам вы это определили?

2. Докажите, что данный текст относится к языку художественной литературы.

3. Покажите схематически способы связи предложений в тексте. Какие средства связи здесь использованы?

<<< К началу

 

 

Ðåéòèíã@Mail.ru