Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова

Морфология и орфография

Морфологический разбор слов категории состояния (окончание)

299. Прочитайте отрывок из рассказа «Дом с мезонином». Выпишите выделенные слова. Какой частью речи они являются: наречием, кратким прилагательным или словом категории состояния?

    Пришёл Белокуров в поддёвке и в вышитой сорочке. Мы играли в крокет и lawn-tennis, потом, когда потемнело, долго ужинали, и Лида опять говорила о школах и о Балагане, который забрал в свои руки весь уезд. Уходя в этот вечер от Волчаниновых, я уносил впечатление длинного-длинного, праздного дня, с грустным сознанием, что всё кончается на этом свете, как бы ни было длинно. Нас до ворот провожала Женя, и оттого, быть может, что она провела со мной весь день от утра до вечера, я почувствовал, что без неё мне как будто скучно и что вся эта милая семья близка мне; и в первый раз за всё лето мне захотелось писать.

    — Скажите, отчего вы живёте так скучно, так не колоритно? — спросил я у Белокурова, идя с ним домой. — Моя жизнь скучна, тяжела, однообразна, потому что я художник, я странный человек, я издёрган с юных дней завистью, недовольством собой, неверием в своё дело, я всегда беден, я бродяга, но вы-то, вы, здоровый, нормальный человек, помещик, барин, — отчего вы живёте так неинтересно, так мало берёте от жизни? Отчего, например, вы до сих нор не влюбились в Лиду или Женю?

(А. Чехов)

1. Выпишите из первого абзаца текста предложение с фразеологизмом. Каким членом предложения он является?
2. Найдите в тексте устаревшие слова. Укажите, историзмы это или архаизмы. К каким из них можно подобрать синонимы?
3. Найдите и выпишите слова с непроизносимыми согласными. Можно ли проверить их написание подбором однокоренных слов?

300. Прочитайте отрывок из романа Ю. Трифонова «Дом на набережной». Выпишите предложения со словами категории состояния. Докажите, что это слова категории состояния. Укажите синтаксическую роль этих слов в предложении.

    Вокруг Шулепникова сбивались летучие компании, крутилась какая-то особая жизнь: дачи, автомобили, театр, спортсмены. В те годы возник хоккей с шайбой, или, как его называли тогда, «канадский хоккей», просто «канада». Увлечение было модным и, пожалуй, изысканным.

    Как Глебова ни тянуло прикоснуться ко всей этой увлекательной жизни, он держался вдалеке: тут было не только самолюбивое нежелание быть десятой спицей в колеснице, но и природная глебовская осторожность, проявлявшаяся иногда безо всяких поводов, по наитию. Но вот от чего Глебов не мог освободиться, что мучающе сопровождало его все годы, начиная с самых ранних, это глубоко на дне теснящая душу обида...

    И ни её побороть, ни возвыситься над нею не выходило. Как неизживаемая болезнь: то тяжело, то ничего не заметно, а то такое лихо, что нет сил терпеть. Ну почему, к примеру, ему и то, и это, и всё легко, бери голыми руками, будто назначено каким-то высшим судом? А Глебову до всего тянуться, всё добывать горбом, жилами, кожей. Когда добудешь, жилы полопаются, кожа окостенеет.

1. Определите тип и стиль текста.
2. Назовите изобразительные средства, характеризующие состояние . О каком чувстве Глебова говорит автор?
3. Напишите сочинение, сформулировав и прокомментировав одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию >а. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Аргументируйте свой ответ, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Вопросы для повторения

1. В чём основное различие слов категории состояния и наречий на о?

2. Как выражается грамматически категория слов состояния?

<<< К началу

 

 

Ðåéòèíã@Mail.ru