|
|
|
Русский язык 10-11 класс
Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты333. Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы. Установите тип орфограмм. 1. (Не)далеко от холма маленькая реч...ка р...сползалась в луж...цу; г...рячие лучи и раскале...ая почва, жадно вып...вая её, отнимали у неё силу; но (не)множко далее она, вероятно, сл...валась с другой такою(же) реч...нкой, потому (что) шагах в ста от холма по её т...чению з...ленела густая, пышная осока, из которой, когда под...езжала брич...ка, с криком вылетело три б...каса. (Ч) 2. Песня, тихая, т...гуч...я и заунывная, похожая на плач... и едва уловимая слухом, слыш...лась то (с)прав..., то (с)лев..., то (с)верх..., то из(под) (3, з)емли, точно над степью н...сился (не)видимый дух и пел. (Ч) 3. Я летал над Берингов...м, над Баренцев...м морями. (Кав.) 4. Лето мы провели в (С, с)еребр...ом (Б, б)ору, в стари...ом, заброше...ом доме с маленькими лестницами(переходами), с резными деревя...ыми потолками. (Кав.) 5. С...бака моя, (н...)мало (н...)медля, с сверх...естестве...ыми усилиями залезла под д...ван и, (по)видимому, нашла там много пыли, потому(что) расчихалась страшно. (Г.) 6. Среди других играющих детей она [девочка] напоминает лягушонка. Заправле...а в трусы худая рубаш...нка, колеч...ки рыжеватые кудрей р...ссыпа...ы, рот длинен, зубки кривы, черты лица остры и (не)красивы. (Заб.) 7. Меннерс, дли...ый молодой парень, с весну...атым скучным лицом и тем особе...ым выражением хитрой бойкости в подслеповатых глазах, перет...рал за стойкой посуду. (Грин) 8. Дерзайте! Беритесь за большие дела, если вы берётесь (в)серьёз. Способности, как и муск...лы, р...стут при тр...нировке. Большие открытия (не)всякому (по)плечу, но кто (н...)решается пробовать, (на)верняка (н...)чего (н...)откроет. (Обр.) 9. Седые кудри складками выпадали (из)под его [Эгля] соломе...ой шляпы; серая блуза, запра- вле...ая в синие брюки, и высокие с...поги пр...давали ему вид охотника; белый воротнич...к, галстук, пояс, униза...ый серебром блях, трость и сумка с нов...ньким ник...левым замочком — выказывали горожанина. (Грин) 10. Взяв стар...нькую, но на её [Ассоль] голове всегда ю...ую ш...лк...вую косынку, она пр...хватила её рукою под подбородком. (Грин)
Сколько микротем можно выделить в тексте? Сформулируйте их и запишите. I. Направо темнели холмы, которые, казалось, заслоняли собой что-то неведомое и страшное, налево всё небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар или же собиралась восходить луна. Даль была видна, как и днём, но уж её нежная лиловая окраска, затушёванная вечерней мглой, пропала, и вся степь пряталась во мгле. II. В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь всё ещё прекрасна и полна жизни. Едва зайдёт солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, всё прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью. Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается весёлая, молодая трескотня, какой не бывает днём; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты — всё мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук, похожий на чей- то голос, вроде удивленного «а-а!», и дремота опускает веки. Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко-приторен и нежен. III. Едешь и вдруг видишь, впереди у самой дороги стоит силуэт, похожий на монаха; он не шевелится, ждёт и что-то держит в руках... Не разбойник ли это? Фигура приближается, растёт, вот она поравнялась с бричкой, и вы видите, что это не человек, а одинокий куст или большой камень. Такие неподвижные, кого-то поджидающие фигуры стоят на холмах, прячутся за курганами, выглядывают из бурьяна, и все они походят на людей и внушают подозрение. IV. А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тёпел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. На далёкое пространство видны черепа и камни. Подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее. Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздаётся чьё-то удивленное «а-а!» и слышится крик неуснувшей или бредящей птицы. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в неё, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы... Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймёшь, почему тёплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова. V. Едешь час-другой... Попадается на пути молчаливый старик курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землёю ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки- степнячки и всё то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полёте ночной птицы, во всём, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа даёт отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознаёт, что она одинока, что богатство её и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь её тоскливый, безнадёжный призыв: певца! певца! 1. Выпишите выделенные слова, расставьте ударения.
335. Прочитайте текст и озаглавьте его. Определите стиль и тип речи. Укажите средства выразительности текста. За мрачной равниной, миновав небольшой перевал, мы попали в круглую впадину — зелёную, ровную котловину, окружённую синими, поразительно яркого цвета горами. Горы имели мягкие очертания, их подножия, покрытые свежей травой, казались аквамариновыми. Цепь густо-синих гор на аквамариновых фундаментах, высившаяся за зелёным простором под хмурым бессолнечным небом, выглядела совершенно сказочной. Впереди над горами виднелся узкий голубовато-стальной просвет — там пролегала долина Дзабхана. При спуске в долину дорога пошла по необычайно чёрным горам. В отличие от обычных гобийских гор, чёрных от пустынного загара, эти низкие, сильно разрушенные горы состояли из насквозь чёрных пород. Такая внутренняя, а не внешняя чернота сразу чувствуется на взгляд, и мне пришла на память монгольская поговорка: «Змеиная пестрота — снаружи, человечья пестрота — внутри»... На вершине перевала, на маленьких ступенчатых площадках, стояло множество очень острых и высоких пирамидок с узкими основаниями. Это были редкой формы выступы, столь же чёрные, как все зубцы, стены, откосы вокруг. Впереди и внизу в чёрных воротах уже виднелся сверкающий Дзабхан. По крутому выпуклому косогору мы стали съезжать в долину. Я заметил, что дорога проведена неладно — нужно было бы немного потрудиться и вскопать косогор. (По И. Ефремову) 1. Сформулируйте 7—8 вопросов на правила орфографии: а) правописание гласных в корне;
2. Подготовьте по 3—4 вопроса на каждую часть речи.
|
|
|