1. Выписать словосочетание из предложения. Указать начальную форму (по начальной форме главного слова).
2. Определить, простое словосочетание или сложное, свободное или несвободное.
3. Выделить главное (х) и зависимое слова, указать тип словосочетания (глагольное, именное, наречное).
4. Определить тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
5. Указать грамматические средства связи слов в словосочетании (окончание, предлог).
6. Определить характер смысловых отношений между словами в словосочетании (определительные, объектные, обстоятельственные).
Образец разбора
1. Утро туманное — начальная форма (им. п. ед. ч.).
2. Словосочетание простое, свободное.
3. Именное (главное слово утро — имя существительное, зависимое — туманное — имя прилагательное).
4. — связь согласование, имя прилагательное туманный согласуется с именем существительным в ср. р. им. п. ед. ч.
5. Грамматические средства связи — окончание имени прилагательного -ое.
6. Смысловые отношения определительные.
340. Установите тип подчинительной связи и способы выражения грамматических отношений в словосочетаниях.
Образец: огромное здание: — согласование, имя прилагательное согласуется с именем существительным в ср. р. ед. ч. им. п., окончание -ое.
Новый микрорайон, улицы столицы, поля сражений, слушать молча, широкий отклик, любовь к родине, достойный награды, успешно учиться, работать организованно, поиск информации, очень тихо, каждый из нас, уйти из дома, внести достойный вклад, готовый к бою, по-летнему жарко, желание помочь, их способности.
341. Раскройте скобки, употребив слова в нужном падеже.
Заслуживать, заслужить, не заслуживать, не заслужить (одобрение); купить, не купить, отрезать (хлеб); наполненный (вода); исполненный (радость); препятствовать (движение); тормозить (движение); указывать (недостатки), заведующая (редакция), обеспечить (порядок), обеспечивать (продовольствие), удостоить (награда), способствовать (развитие), лоббировать (программа), запастись (терпение), достижение (компромисс).