Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 2

Виды предложений по структуре

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

371. Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Определите тему текста и выделите микротемы.

    На правом берегу могучего Енисея, немного выше города Красноярска, расположена ж..вописная мес..ность, носящая название «Столбы».

    Глыбы, оторва...ые временем от утёсов и скатившиеся (в)низ, лежат (по)рознь, кучами или валами у подножия столбов, более или менее скрываясь под мхами кустами и лесом. Вокруг столбов расст...лается тайга, хотя и топта...ая и порче...ая людьми, но всё(таки) ещ... густая с травой до пояса или даже (в)рост человека; поэтому вне торных тропинок пробират...ся сквозь неё нелёгкий труд, в особенности летом, когда мошка комары слепни и оводы (не)дают н... минуты покоя и когда исп...рения влажных долин после обильных дождей делают воздух т...ж...лым.

    (В)переме...ку р...стут здесь красные сосны и бурые могучие листве...ицы белые берёзы и серые стройные осины, а на дне долин и на северных склонах гор к ним присоед..няются ещ... тёмные ели. Кусты ч...рёмухи боярки калины ш...повника таволги болиголова малины образуют высокий или низкий подлесок, переплетаясь со жгуч...й сибирской крапивой, дост...гающей человеческого роста.

(В. Обручев)

372. Прочитайте отрывок из произведения М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения и составьте их схемы. Найдите в тексте повторяющиеся слова и объясните их написание.

Павел Владимирыч всматривался-всматривался, и ему почудилось, что там, в этом углу, всё вдруг задвигалось. Одиночество беспомощность мёртвая тишина — и посреди этого тени целый рой теней. Ему казалось, что эти тени идут идут идут... В неописанном ужасе, раскрыв глаза и рот, он глядел в таинственный угол и не кричал а стонал. Стонал глухо порывисто, точно лаял. Он не слыхал ни скрипа лестницы ни осторожного шарканья шагов в первой комнате — как вдруг у его постели выросла ненавистная фигура Иудушки. Ему померещилось, что он вышел оттуда, из этой тьмы, которая сейчас в его глазах так таинственно шевелилась; что там есть и ещё, и ещё... тени тени тени без конца! Идут идут...

— Зачем? откуда? кто пустил? — инстинктивно крикнул он, бессильно опускаясь на подушку.

Иудушка стоял у постели всматривался в больного и скорбно покачивал головой.

— Больно? — спросил он, сообщая своему голосу ту степень елейности, какая только была в его средствах.

Павел Владимирыч молчал и бессмысленными глазами уставился в него, словно усиливался понять. А Иудушка тем временем приблизился к образу встал на колени умилился сотворил три земных поклона встал и вновь очутился у постели.

— Ну, брат, вставай! Бог милости прислал! — сказал он, садясь в кресло, таким радостным тоном, словно и в самом деле «милость» у него в кармане была.

Как вы понимаете смысл выделенных слов и выражений? Какова их стилевая принадлежность?

373. Прочитайте стихотворение А. Фета. Как вы понимаете смысл этих строк? Почему поэт построил стихотворение на перечислении предметов окружающего мира? О чём это свидетельствует? Можно ли назвать это предложение простым осложнённым?

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
                Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
                Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы,
Эти капли — эти слёзы,
                Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
                Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
                Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
                Это всё — весна.

<<< К началу параграфа

 

 

???????@Mail.ru