Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 2

Виды предложений по структуре

Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами

382. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите ряды однородных членов и проанализируйте их.

    1. Люблю я бешеную младость и тесноту и блеск и радость и дам обдуманный наряд... (П.) 2. Расстаться нам было так трудно, вдруг с неба с далёких полей так звучно так грустно так чудно раздался призыв журавлей... (А. Б.) 3. Всё, что на свете сделано руками, рукам под силу обратить на слом. Но дело в том, что сам собою камень — он не бывает ни добром ни злом. (Твард.) 4. Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звёзды и луну. (П.) 5. Нередко в рощах поднимали иль ею брошенный венок или клочки персидской шали или заплаканный платок. (П.) 6. Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный ни смуглый ни положительно бледный а безразличный. (Гонч.) 7. В её [Елизаветы] желании освободить пострадавших в прежнее царствование угадывалась не только обязательная по этикету игра в либерализм а живое человеческое чувство. (Сорот.) 8. Она [душа] рабыня и царица она работница и дочь она обязана трудиться и день и ночь и день и ночь! (Заб.) 9. Сверчок поёт очень громко и не обращает внимания ни на мои шаги ни на звон чашек. (Пауст.) 10. Лувен часто указывал мне и просил запомнить то отметину на коре бархатного дерева то залом на колючей аралии то кусочек моха вложенный в дупло тополя... (Пришв.)

383. Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. О если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях о грехах
Бегах погонях
Нечаянностях впопыхах
Локтях ладонях. <...>

2. Всё начинается с любви:
и озаренье
            и работа
глаза цветов
глаза ребёнка —
всё начинается с любви.

<...>
Всё начинается с любви:
мечта и страх
вино и порох.

Я б разбивал стихи как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд
Гуськом в затылок.

В стихи б я внёс дыханье роз
Дыханье мяты
Луга осоку сенокос
Грозы раскаты.

(Б. Пастернак)

Трагедия
      тоска
            и подвиг —
всё начинается с любви...

Весна шепнёт тебе:
            «Живи...»
И ты от шёпота качнёшься.
И выпрямишься.
И начнёшься.
Всё начинается с любви!

(Р. Рождественский)

1. Назовите темы двух отрывков.
2. Какую риторическую фигуру использует поэт во втором отрывке?
3. Почему авторы оформляют некоторые однородные члены в отдельные предложения после основного перечисления? Является ли такой приём особенностью авторской пунктуации? С какой целью используется?
4. Напишите эссе, взяв за основу слова Р. Рождественского, приведите примеры из жизни.

384. Спишите текст. Сделайте полный синтаксический разбор выделенных предложений и составьте их схемы.

    Здесь в середине уличного ряда находилась большая в три окна колониальная лавка Галузиных. В ней три раза в день подметали гцепящий- ся некрашеный пол спитым чаем, который пили без меры весь день приказчики и хозяин. Здесь молодая хозяйка охотно и часто сиживала за кассой. Любимый её цвет был лиловый, фиолетовый, цвет церковного, особо торжественного облачения, цвет нераспустившейся сирени, цвет лучшего бархатного её платья, цвет её столового винного стекла. Цвет счастья, цвет воспоминаний, цвет закатившегося дореволюционного девичества России казался ей тоже светло-сиреневым. И она любила сидеть в лавке за кассой, потому что благоухавший крахмалом, сахаром и тёмно-лиловой черносмородинной карамелью в стеклянной банке фиолетовый сумрак помещения подходил под её излюбленный цвет.

(Б. Пастернак)

1. Какова роль цветовой гаммы в данном отрывке?

2. Определите способ и средства связи предложений в тексте.

<<< К началу параграфа

 

 

Ðåéòèíã@Mail.ru