Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 2

Сложное предложение

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным (окончание)

447. Прочитайте отрывок из повести А. Платонова «Котлован». Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными цели, выпишите их и выполните синтаксический разбор.

    В это время отворился дверной вход, и Вощев увидел ночного косаря с артельным чайником: кипяток уже поспел на плите, которая топилась на дворе барака; время пробуждения миновало, наступила пора питаться для дневного труда...

    Сельские часы висели на деревянной стене и терпеливо шли силой тяжести мёртвого груза; розовый цветок был изображён на облике механизма, чтобы утешать всякого, кто видит время. Мастеровые сели в ряд по длине стола, косарь, ведавший женским делом в бараке, нарезал хлеб и дал каждому человеку ломоть, а вприбавок ещё по куску вчерашней холодной говядины. Мастеровые начали серьёзно есть, принимая в себя пищу как должное, но не наслаждаясь ею. Хотя они и владели смыслом жизни, что равносильно вечному счастью, однако их лица были угрюмы и худы, а вместо покоя жизни они имели измождение. Вощев со скупостью надежды, со страхом утраты наблюдал этих грустно существующих людей, способных без торжества хранить внутри себя истину. Он уже был доволен и тем, что истина заключалась на свете в ближнем к нему теле человека, который сейчас только говорил с ним, значит, достаточно лишь быть около того человека, чтобы стать терпеливым к жизни и трудоспособным.

1. Известный русский литературовед Ю. Левин, тщательно проанализировав синтаксический строй произведений А. Платонова, отмечал избыточность сложноподчинённых предложений. Среди сложноподчинённых предложений избыточными он считал придаточные цели. Найдите эти придаточные, проанализируйте их. Докажите или опровергните точку зрения Ю. Левина.
2. Найдите в тексте синтаксические средства выразительности, назовите их.
3. Каким членом предложения являются выделенные слова? Назовите способ их образования.

448. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, выделите союзные слова как члены предложения, укажите, какой частью речи они являются.

    1. Я должен был сидеть писать выслушивать глупые или грубые замечания и ждать когда меня уволят. (Ч.) 2. Дедушка одной рукой непрерывно вертел ручку шарманки извлекая из неё дребезжащий кашляющий мотив а другой бросал мальчику разные предметы которые тот искусно подхватывал налету. (Купр.) 3. Здесь начинался старинный графский парк в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи цветники оранжереи и фонтаны. (Купр.) 4. На пруду где ветром сдуло снег со льда Мишка на минутку задержался вынул перочинный ножик и коробку спичек присел и шмыгая носом стал долбить синий лёд. (А.Н. Г.) 5. Я не представляю себе где мы потому что в этих местах на Чёрном море я никогда не бывал. (Бун.) 6. Когда Никита один возвращался домой в небе высоко, в радужном бледном круге, горела луна. (А.Н. Т.) 7. Лет за двадцать до того времени к которому мы отнесли начало нашего рассказа уже существовал на том же месте большой дороги постоялый двор. (Г.) 8. Всего что знал ещё Евгений пересказать мне недосуг. (П.) 9. Чтобы увидеть море надо выйти за калитку и пройти немного по протоптанной в снегу тропинке. (Пауст.)

449. Прочитайте отрывок из романа Л. Толстого «Воскресение». Выпишите первое предложение, графически объясните постановку знаков препинания.

    Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, — весна была весною даже и в городе. Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли её, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней, и берёзы, тополи, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнёзда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди — большие, взрослые люди — не переставали обманывать и мучать себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира Божия, данная для блага всех существ, — красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом.

1. Определите тему текста. Сколько микротем в нём можно выделить?
2. Какие проблемы поднимает Л. Толстой в данном тексте? Каково его отношение к этим проблемам?
3. Найдите в тексте антитезу.
4. Выпишите выделенные слова и выполните их орфоэпический разбор.
5. Укажите простое предложение, осложнённое однородными членами предложения, и проанализируйте его.

450. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Определите тип придаточных предложений. Выделите грамматические основы. Подчеркните союзные слова как члены предложения. Составьте схемы 7, 8 и 9-го предложений.

    1. Пока девочка не научилась твёрдо ходить вдова жила у матроса заменяя сиротке мать. 2. Он немедленно отправился к воде где увидел на конце мола спиной к нему стоявшего куря Лонгрена. 3. Ассоль проснувшись увидела что отец сидит пред угасающей лампой в глубокой задумчивости. 4. Огромный дом в котором родился Грэй был мрачен внутри и величественен снаружи. 5. Глубокая непобедимая вера, ликуя, пенилась и шумела в Ассоль. Она разбрасывала её взглядом за горизонт откуда лёгким шумом береговой волны возвращалась она обратно гордая чистотой полёта. 6. Когда Грэй поднялся на палубу «Секрета» он несколько минут стоял неподвижно поглаживая рукой голову. 7. Хотя распоряжения капитана были вполне толковы помощник вытаращил глаза и беспокойно помчался с тарелкой к себе в каюту. 8. Как только появилась Ассоль все смолкли. 9. Матрос сказал дочери чтобы она уложила его мешок перечислил все необходимые вещи и дал несколько советов. 10. Когда на другой день стало светать корабль был далеко от Каперны.

(А. Грин)

451. Прочитайте отрывок из сочинения «Дегуманизация искусства» испанского философа. Составьте схемы двух видов к сложноподчинённым предложениям, определите их тип.

    Что называет большинство людей эстетическим наслаждением? Что происходит в душе человека, когда произведение искусства, например театральная постановка, нравится ему? Ответ (не)вызывает сомнений: людям нравится драма, если она смогла увлечь их изображением человеческих судеб. Их сердца волнуют любовь, (не)нависть, беды и радости героев: зрители участвуют в событиях, как если(бы) они были реальными, происходили в жизни. И зритель говорит, что пьеса «хорошая», когда ей удалось вызвать иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. В лирике он будет искать человеческую любовь и печаль, которыми как(бы) дышат строки поэта. Пейзаж покажется ему «милым», если он достаточно привлекателен как место для прогулки.

    Это означает, что для большей части людей эстетическое наслаждение не отличается (в)принципе от тех переживаний, которые сопутствуют их повседневной жизни. В конечном счёте предмет, объект, на который направлено искусство, а вместе(с)тем и прочие его черты, для большинства людей — те(же) самые, что и в каждодневном существовании, — люди и людские страсти.

    (Как)только публика не узнает привычной для неё истории, она сбита (с)толку и не знает уже, как быть дальше с пьесой, книгой или картиной. И это понятно: им (не)ведомо иное отношение к предметам, (не)жели практическое, (то)есть такое, которое вынуждает нас к переживанию и активному вмешательству в мир предметов. Произведение искусства, (не)побуждающее к такому вмешательству, оставляет их безучастными.

(X. Ортега-и-Гассет)

1. Какие признаки свидетельствуют о том, что перед вами текст публицистического стиля?
2. Определите композицию текста, составьте его план, сформулируйте микротемы.
3. Найдите односоставные предложения в составе сложного. Выпишите их, укажите вид, выделите в них грамматические основы.
4. Выпишите выделенные слова, раскройте скобки, укажите часть речи, объясняя слитное или раздельное написание слов.
5. Автор текста поднимает проблему восприятия искусства. Каково его отношение к данной проблеме? Как, по его мнению, искусство воспринимает бо́льшая часть людей? Согласны ли вы с его мнением? Напишите сочинение-рассуждение, сформулировав позицию автора, выскажите своё мнение по проблеме и аргументируйте его.

<<< К началу параграфа

 

 

Ðåéòèíã@Mail.ru