252. Прочитайте отрывок из повести В. Короленко «Слепой музыкант». Определите, сколько человек участвует в диалоге. Объясните знаки препинания при диалоге.
— Кто тебя выучил так хорошо играть на дудке?
— Иохим выучил, — ответил Петрусь.
— Очень хорошо! А отчего ты такой сердитый?
— Я... не сержусь на вас, — сказал мальчик тихо.
— Ну, так и я не сержусь... Давай играть вместе.
— Я не умею играть с вами, — ответил он, потупившись.
— Не умеешь играть? Почему?
— Так.
— Нет, почему же?
— Так, — ответил он чуть слышно и ещё больше потупился.
Ему не приходилось ещё никогда говорить с кем-нибудь о своей слепоте, и простодушный тон девочки, предлагавшей с наивною настойчивостью этот вопрос, отозвался в нём опять болью.
253. Вставьте подходящие по смыслу слова, избегая повторения глагола сказал, затем перепишите. Объясните, какую роль выполняет первое и второе тире в каждом предложении. Укажите предложение с обращением.
— Здравствуй, Ваня! Куда ты идёшь? — ... Катя.
— К Пете. Он заболел, — ... Ваня.
— А что с ним случилось? — ... Катя.
— Катался с горки, неудачно упал и сломал руку, — ... Ваня.
— Ты к нему надолго? — ... Катя.
— На весь вечер, — ... Ваня.
Для справок: спросить, сказать, ответить, проговорить, интересоваться.
254. Можно ли этот ряд предложений назвать текстом? Докажите своё мнение. Переставьте предложения так, чтобы можно было понять разговор детей. Запишите его в форме диалога.
1. «А туда, где, говорят, зимы (не)бывает», — объяснил Павел.
2. «Что это?» — спросил вдруг Костя, приподняв голову.
3. Павел прислушался. «Это кулички летят, посвистывают ».
4. «А разве есть такая земля?»
5. «Куда же они летят?»
6. « Есть ».
7. «Д..леко?»
8. «Д..леко, д..леко, за тёплыми морями».
(И. Тургенев)
255. Вы решили навестить заболевшую одноклассницу. Когда вы вошли в её комнату, то увидели... Включите в ваш рассказ диалог. Придумайте всем участникам диалога имена Вы тоже можете поучаствовать в нём.
256. Продолжите и запишите телефонный разговор, употребляя вежливую форму обращения. Используйте (по возможности) слова, данные в рамке.