Главная >> Русский язык 5 класс. Ладыженская

Морфемика. Орфография. Культура речи

§ 76. Суффикс (окончание)

408. Составьте и запишите слова по данным схемам. Прочитайте в образце толкование лексического значения слова желтоватый.

Образец. Желт-оват-ый = не совсем, чуть-чуть жёлтый.

409. Представьте, что:

• В чашку чая положили всего один маленький кусочек сахара. Какой получился чай - сладкий или сладковатый?

• Суп лишь слегка посолили. Какой он - солёный или солоноватый?

• Вы попробовали лимон. Кислый он или кисловатый?

Обозначьте в записанных словах суффикс -оват-.

410. Озаглавьте текст. Спишите, заменяя слова в скобках однокоренными словами с суффиксом -оват-. • Объясните, почему писатель использовал прилагательные красноватое, розоватые, а не красное и розовые.

    День был мя..кий и мглистый2. (Красное) солнце невысоко в..село над длинными, похожими на сн..говые поля1 сл..истыми обл..ками. В саду ст..яли покрытые ин..ем (розовые) дерев(?)я. Неясные тени на сн..гу были пропитаны тем же тёпл..м светом. Было необыкновенно тихо.

(А. Н. Толстой)

411. Подберите к данным словам однокоренные с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение. Обозначьте в словах эти суффиксы.

Стол, носок, карандаш; сын, голос, флаг, ветер; диван, костюм, карман; конфета, корзина, рыба; кисть, ваза, кофта; свежий, алый, жёлтый, красный.

412. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчёркивая слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

      Ивушка ивушка, з..лёная моя!
      Что же ты ивушка невес..ла стоишь2
      Или тебя ивушка солнышком п..чёт,
      Солнышком п..чёт, частым дождичком сечёт,
      Под к..решок ключева в..да т..чёт?

413. Озаглавьте отрывок из повести И. Носова «Приключения Незнайки». Обозначьте уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах. Почему в отрывке встречается много слов с этими суффиксами? Какие слова связывают четвёртое и пятое предложения?

    Открыв глаза, Незнайка увидел, что леж..т в ч..жой комнате. По углам ст..яли маленькие креслица.4 На стенах в..сели коврики и картины с изображением разных цв..тов. У окна ст..ял круглый столик. На нём возвышалась куча разноцветных ниток для вышивания и лежала подушечка, вся утыканная иголками, словно ощетинившийся ёжик.

414. Академик Л. Щерба для своих учеников сочинил предложение Глокая куздра будланула бокра и кудрячит бокрёнка. Какие морфемы (суффиксы, окончания) помогут вам догадаться, о чём говорится в этом странном предложении и кто действующие персонажи?

Начало рассуждения: Глокая (какая?) - это прилагательное в женском роде, имеет окончание -ая, относится к слову куздра.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru