Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Строение текста

§ 101. Строение текста типа описания предмета (продолжение)

761 Прочитайте. Определите тип и стиль речи. Кот в этом тексте показан через восприятие маленького серенького скворца. Повлияло ли это на отбор признаков? Чем выражены признаки предмета?

    Ужасное животное шло, кралось на мягких коротких лапах, животом ползло по полу. Голова у него была круглая, с редкими усами дыбом, а зелёные глаза, узкие зрачки горели дьявольской злобой. Во рту, длиннее Желтухина клюва, торчали клыки...

      (А. Н. Толстой)

762 Прочитайте тексты. Уместен ли в данном случае повтор слов в «новом», или это недостаток? Объясните свой вывод.

    1) Журавль — самая высокая птица. Ноги длинные, шея длинная. Нос — и тот длинный.

      (Н. Сладкое)

    2) Вот он стоит у забора, весь ощетинился. Стебель в колючках. Листья в колючках. Даже цветы — и те жёсткие и колючие. Грозно поднял он свою лилово-пурпурную голову.

      (Ю. Дмитриев)

763 1. Прочитайте тексты. Определите предмет речи. Установите тип речи. Все ли тексты представляют собой один и тот же тип речи? Что может характеризоваться в описании предмета?

    1) Индийские журавли отлично наряжены природой. Голова у них и верхняя часть шеи голые, но кожа в этих местах ярко- красная, на темечке — пепельная шапочка. Оперение туловища светло-серое, ноги в розовых «чулках», а маховые перья крыльев тёмные.

      (По И. Сосновскому)

    2) Кусочек берёзы казался живым. Пластинка была тонкая, светло-жёлтая, с какими-то непонятными узорами. Вроде бы волны бегут, одна за одной, одна за одной, сталкиваются, светло-солнечно расплёскиваются и опять глыбятся. А светится дерево мягко, янтарно, атласно. Из глубины годовых колец теплится этот свет.

      (По В. Бочарникову)

    3) Жарко пылают на солнце ярко-жёлтые шапки купальниц. Лепестки купальниц сомкнуты, сжаты в кулачок, асам цветок как бубенчик, только что не звенит. Дрогнули жёлтые лепестки, разомкнулись, а там, на дне, где тычинки, крошечное оранжевое солнышко. Купавка, купавка, до чего же ты красива!

      (Ю. Дмитриев)

    4) Фёдор ростом побольше других ребят. Молчаливый такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не причёсывают.

      (Э. Шим)

2. Спишите третий текст. Обозначьте в словах корни с проверяемыми написаниями. Подчеркните слова с непроверяемыми написаниями.

764 О какой породе собак идёт речь? Какие признаки помогли вам ответить на этот вопрос?

    1) Эту породу все знают. Они сильные, умные. И в дом чужого не пустят, и за хозяина постоят, и границу охранять помогают. Если перейдёт враг границу, тут ... и поможет его найти и задержать.

    2) Среди других собак ... настоящий великан. Ходит неторопливо, важно. А если ляжет возле двери, тут не каждый храбрец мимо такого сторожа пройти решится.

      (В. Чаплина)

765 Прочитайте загадки. Определите тип речи. Отгадайте загадки. Какие признаки предметов подсказали вам ответ?

    1). Сам алый, сахарный,
    Кафтан зелёный, бархатный.

    2). Ростом разные подружки,
    Но похожи друг на дружку.
    Все они сидят друг в дружке,
    А всего одна игрушка.

    3). Это что за потолок?
    То он низок, то высок,
    То он сер, то беловат,
    То чуть-чуть голубоват,
    А порой такой красивый —
    Кружевной и синий-синий.

767 Как автор сумел избежать повтора-недочёта в «данном»?

    Вошёл Михалыч, а следом за ним — большая, красивая собака, белая с тёмно-коричневыми пятнами на боках. Морда у неё тоже была коричневая, а огромные уши свисали вниз. Шерсть у Джека была короткая, блестящая, гладкая, а из-под неё проступали сильные мускулы.

      (По Г. Скребицкому)

768. Создаём текст определённого типа речи.

Рассмотрите фотографию берёз (см. цветную вклейку, с. 14). Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел только стволы берёз? Какие детали вы будете описывать? Какие части речи используете в «новом»? Какие прилагательные вы подберёте для характеристики размера и формы стволов, цвета коры, трещин и наплывов на ней? Опишите стволы берёз.

769 В чём особенность описаний? Чего достигают авторы употреблением предложений с опущенными «данными»? Чтобы лучше почувствовать это, проведите эксперимент: восстановите «данные». Сравните авторский вариант с полученным. Какой из них вы считаете удачнее? Почему некоторые признаки предметов передаются отдельными предложениями?

    1) На подносе стояли маленькие чашечки на маленьких блюдцах. Тоненькие, с изящно изогнутыми ручками. Были они не белого, а тёмно-красного цвета.

      (27. Утпевская)

    2) Валдай — громадный пёс. Тёмно-серый, с патлатою сединой на ляжках. Лает Валдай совсем редко, лишь в самых крайних случаях.

      (В. Белов)

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru