Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Имя прилагательное

§ 106. Прилагательные полные и краткие

Понаблюдайте

1. Сравните выделенные имена прилагательные в левом и правом столбиках.

2. Попробуйте догадаться, чем краткие прилагательные отличаются от полных.

1. Краткую форму образуют только качественные прилагательные.

2. Краткие имена прилагательные изменяются по родам и числам, но не изменяются по падежам.

3. В предложении они используются только в роли сказуемого.

817 1. Спишите стихотворный отрывок. Подчеркните грамматические основы предложений. Каким членом предложения являются краткие прилагательные?

    Жестка́ больничная кровать,
    Жестка́ и холодна́.
    А от неё рукой подать
    До светлого окна...

      (С. Гудзенко)

2. Сделайте фонетический и орфоэпический разбор выделенного слова.

В кратких прилагательных в форме мужского рода единственного числа иногда появляются беглые гласные о или е: бледный — бледен (но не и!), редкий — редок (но не а!). Образование краткой формы — хороший способ проверки сомнительного согласного в корне прилагательного: ловкий — ловок.

818 1. Выразительно прочитайте отрывок из сказки А. С. Пушкина. Спишите его. Подчеркните краткие имена прилагательные как члены предложения.

    Правду молвить, молодица
    Уж и впрямь была царица:
    Высока, стройна, бела,
    И умом, и всем взяла;
    Но зато горда, ломлива,
    Своенравна и ревнива.

2. Докажите, что выделенные слова соответствуют одной морфемной модели. Какой?

819 1. Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений. Спишите их, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните краткие имена прилагательные как члены предложения.

    1) Уж румянит осень клёны
    А ельник зелен и тенист.

      (А. Майков)

    2) Как мой садик свеж и зелен!
    Распустилась в нём сирень.

      (А. Плещеев)

    3) Здесь медленны реки Туманны озёра
    И всё ускользает От беглого взора.

      (Н. Рыленков)

    4) И небо сердито и ветер сердит
    Сердитый старик на скамейке сидит.

      (Э. Успенский)

2. Составьте схемы третьего и четвёртого предложений.

3. Подчеркните слова, употреблённые в переносном значении.

4. Объясните: слова с корнем -серд- в четвёртом примере являются однокоренными или формами одного слова?

820 1 Прочитайте пословицы и поговорки. Запишите их, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу в первом и во втором предложении.

    1) Умный и без денег б..гат. 2) Корень учения го́р..к, да пло.. его слад..к. 3) Скуч..н день до вечера, коли делать нечего. 4) Сам стар, да душа м..лода́. 5) Для умелой руки все р..боты ле..ки. 6) Бед..н не тот, у кого ма́ло, а тот, кому ма́ло. 7) Не дор..г подарок, дор..га́ любовь.

2. Объясните постановку запятой во втором, в четвёртом и седьмом предложениях.

3. Какие звуки произносятся на месте выделенных букв?

Возьмите на заметку!

В конце кратких прилагательных на шипящий никогда не пишется ь: конь горяч, денёк хорош, щенок слишком тощ.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru