Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Строение слова

§ 20. Почему корень, приставка, суффикс и окончание — значимые части

    Найти корень слова — это значит найти его внутренний, затаённый смысл — то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.

      М. А. Рыбникова

102 Спишите эпиграф. Объясните, как вы понимаете его смысл.


103. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Прочитайте текст про себя, а затем вслух. Подумайте, какие цифры нужно вставить вместо точек.

    Из каких частей состоит слово переходный? Можно по-разному ответить на этот вопрос. Одни скажут, что в слове ... звуков, другие — ... букв, третьи выделят ... сло́га, а четвёртые обозначат в слове приставку пере-, корень -ход-, суффикс -н- и окончание -ый. Кто же прав?

    Каждый ответ правильный, потому что в слове действительно можно выделить звуки, буквы (если слово записано), слоги и морфемы (корень, приставка, суффикс, окончание).

104 1. Расскажите, на какие части можно разделить слово.

2. Запишите слова осеннего, пролетишь, стол, разделяя их на слоги, на морфемы. Установите, совпадают ли границы слогов и морфем в слове. Сделайте вывод.

Образец записи:

105. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Внимательно прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух. Перескажите его и ответьте на вопрос: «Почему морфемы называются значимыми частями слова?»

1. Морфема — зна́чимая часть слова. В отличие от звука и слога она что-то означает в слове.

Например, в существительном домики выделяются три морфемы: Каждая морфема имеет в слове значение.

Корень -дом- обозначает «здание» (сравните: домостроительный комбинат, домовладелец, бездомный).

Суффикс -ик- показывает, что речь идёт о маленьком доме (сравните: столик — маленький стол).

Окончание указывает на множественное число имени существительного (домик не один, их несколько) и на форму именительного или винительного падежа.

2. Итак, на примере существительного домики мы доказали, что каждая морфема в слове что-либо обозначает, поэтому она называется зна́чимой частью слова.

106 На основе данных примеров докажите, что и суффикс несёт информацию о лексическом значении слова, а окончание рассказывает о том, какой частью речи является слово и в какой форме употребляется.

107 Выразительно прочитайте текст. Выпишите глаголы, в которых приставка обозначает «закончить что-то делать». Приведите примеры слов, в которых приставка имеет такое же значение.

Мыли, мыли, мыли,
Смыли горы пыли.
Тёрли,тёрли,тёрли,
Стёкла перетёрли.

Мелом, словно мылом,
Чисто их отмыли.
Может, синим небом
Окна застеклили?


    (Ю. Яковлев)

108 Пользуясь словариком значения морфем, покажите, какое значение в словах имеют приставка у- и суффикс -тпель. Запишите по два-три слова с этими морфемами.

109 Спишите, вставляя пропущенные буквы и, где возможно, указывая в скобках проверочные слова. Объясните, почему в тундре подберёзовики называют надберёзовиками. Почему в слове изменена приставка?

        В ТУНДРЕ

    В таймырской тундре грибы никогда не бывают ч..рвивыми. При..зжайте в тундру за грибами! Они похожи на подосиновики, только гораздо толще, м..систее, и шля..ка у них окрашена куда ярче, чем у южных. А растут они возле стелющихся по земле чахлых кустиков берёзы.

    Вы можете набрать в тундре и мелкие серые подберёзовики, и крупные, только крупные подберёзовики называют надб..рёзо виками, потому что они растут выше сев..рных б..рёзок.

      (По П. Сигунову)

110 Письменно продолжите ряды слов, учитывая значения данных приставок.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru