Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Слово как часть речи

§ 25. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

Понаблюдайте

Перед вами группа предложений. Является ли она текстом? Что нужно сделать, чтобы превратить эту группу предложений в текст? Чем будет определяться последовательность предложений?

    1) И народ заметил: снегири прилетели — значит, завтра- послезавтра пойдёт снег. 2) Поэтому эта красногрудая птица и зовётся снегирём. 3) Почти всегда так и бывает. 4) Чуть раньше первого снега появляются снегири.

                       (По Б. Павлову)

Между предложениями в тексте (как и между словами или частями сложного предложения) устанавливаются различные смысловые отношения.

Предложение в тексте может быть независимым от других предложений. Тогда его содержание понятно и вне текста. Предложение может быть несамостоятельным, зависимым от других предложений. Сигналом зависимости являются разные слова (союзы а, и, местоимения он, тот, это, этот, такой, таков, её, наречия там, там же, здесь, тут, туда, оттуда, тогда, так).

Первое предложение текста обычно бывает независимым, самостоятельным. Другие же могут быть как самостоятельными, так и зависимыми от контекста.

158 Найдите среди предложений о снегирях такое, содержание которого понятно без других предложений, и поэтому оно может быть началом текста. Какие предложения несамостоятельны? Найдите в них сигналы зависимости от других предложений.

Возьмите на заметку!

Смысловые отношения между предложениями, зависимыми друг от друга, могут быть различными.

Содержание одного предложения может бытьпротивопоставлено содержанию другого. Такие отношения можно выявить включением в текст союзов но, а, зато.

Содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов. Такие отношения выявляются с помощью слов а именно.

Одно предложение может указывать причину, следствие, цель или условие того, о чём говорится в другом. Эти смысловые отношения выявляются постановкой вопросов почему? при каком условии? для чего? что из этого следует?

159 Прочитайте текст. Определите смысловые отношения между предложениями: поставьте вопросы от одного предложения к другому. Попытайтесь изменить последовательность предложений. Почему нельзя этого сделать?

    Клестов не спутаешь с другими птицами. Ведь клюв у них особенный, ни у кого такого нет. Кончик верхней половинки клюва загнут вниз и влево, а кончик нижней половинки загнут вверх и вправо. Зачем клесту такой чудной клюв? Повиснет клёст на еловой шишке, засунет свой сильный загнутый клюв под чешуйку шишки и достанет, как щипчиками, еловые семена.

                       (Б. Павлов)

Порядок расположения в тексте зависимых предложений изменить нельзя, так как нарушатся смысловые отношения (связи) между ними.

150 Превратите группу предложений в текст. Определите смысловые отношения между ними и расставьте предложения в нужной последовательности. Как вы будете искать первое предложение текста?

                       ВАСЮТКИНО ОЗЕРО

    1) Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем! 2) Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. 3) Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. 4) Ещё бы! 5) Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное. 6) Это озеро не отыщешь на карте. 7) Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название.

                       (По В. Астафьеву)

161 Постройте текст. Начните его предложением Здесь всё было не так, как летом. Как должна развиваться мысль? Определите смысловые отношения между предложениями.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru