Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Слово как часть речи

§ 26. Абзац как часть текста (окончание)

169 Рассмотрите тексты-абзацы. Все ли части абзаца в них имеются? Какой вывод о строении абзаца позволяют сделать данные тексты?

    1) Белый домишко глядел весело. Серый кот Пентюх сидел у порога, мурлыкал и мыл морду лапой— «намывал гостей». Чёрный скворец прыгал по жёрдочке у скворечни, пел песни, а бывало, и мяукал по-кошачьи — дразнил кота.

                        (Б. Емельянов)

    2) Зоопарк просыпается рано. Грозный лев мурлычет, словно домашний кот. Величественно шествуют к яслям с ветками беловежские зубры и африканские антилопы. Присев на корточки, перебирает лапками нутрия.

                        (П. Антошин)

170 Познакомьтесь с двумя текстами, определите основную мысль каждого из них. В какой части абзаца она сформулирована? Автору какого текста удалось провести эту мысль? Какие исправления вы внесли бы в другой отрывок?

    1) В ночном пейзаже было что-то сказочное. Лужайки, окружённые кустами и залитые потоками лунного света, казались бездонными озёрами; стройные прозрачные берёзы дремали, точно заколдованные тихой ночью. И всё это призрачное царство света и теней показывалось на одну минуту и исчезало, давая место новым картинам.

                        (По А. Куприну)

    2) Осенью эта полянка кажется сказочной. Листья начали менять свою окраску. Как осенний дождь, падают, падают листья, устилая землю. Земля стала разноцветной: где жёлтой, где зелёной, а где даже красной. Осенью мы часто тренируемся здесь. Бежать по золотистому ковру легко и приятно.

171 Перед вами отрывок из сочинения ученика. Развивается ли мысль, выраженная в начале абзаца, в основной части?

Исправьте текст двумя способами: 1) придумав продолжение данного начала; 2) придумав начало, соответствующее содержанию основной части.

    Наш сад красивый. Слева от сада тёмный старый колодец. За ним плещется и журчит весёлая речка. На крутом её берегу поставили памятник героям Великой Отечественной войны. А за речкой простираются поля золотой пшеницы. С одной стороны поля посажен совсем молодой лесок.

172 1. Сравните тексты: а) с точки зрения темы и основной мысли; б) с точки зрения строения абзаца.

    1) У нас свиристель — одна из самых красивых птиц. Величиной она со скворца или дрозда, на голове широкий бурый хохол, зачёсанный назад, на крыльях ярко-красные пятна и жёлтая оторочка на хвосте. Ничего не скажешь, очень нарядна эта птица. Недаром её в народе называют «краса́ва».

                        (Н. Акулов)

    2) Свиристели прилетают к нам с севера и остаются на всю зиму. Окраска у них па́лево-розовая, иногда с рыжеватым оттенком. Крылья чёрные с яркими жёлтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица!

                        (Б. Павлов)

2. Одинакова ли основная мысль этих фрагментов текста? В каких частях абзаца заключена основная мысль? В каком абзаце основная мысль выражается и в начале и в конце? Что даёт такое повторение?

3. Во всех ли фрагментах основная мысль не только высказана, но и проведена?

173 Прочитайте текст. Выделите в нём основную часть. Сколько микротем она включает, из скольких абзацев состоит? Найдите в первом из них зачин. Есть ли зачин во втором абзаце основной части? Как это отразилось на связи абзацев? Устраните недочёт.

    Мою маму, как одну из лучших работниц, премирова́ли путёвкой на юг.

    Там она увидела много интересных мест. Одно из них — вышка, которая стоит у самого ущелья. Эта вышка во время войны была наблюдательным пунктом.

    Целыми днями мама плавала на катере по морю. Ходила на пляж. Много купалась, загорала.

    Эта поездка запомнилась маме надолго.

174 Выделите в тексте основную часть, а в ней — абзацы; найдите в них зачины. Связаны ли они между собой, а также со вступлением? Не станет ли текст лучше при таком зачине второго абзаца: «Понравилось мне и представление»? Почему? Докажите, что повторение слова понравилось в данном случае не ошибка.

    Тридцатого декабря я был в Кремле на главной ёлке страны. Мне там очень понравилось.

    Понравился зал. Кресла обиты бархатом. Между ними выдвигаются маленькие «столики». Необычен потолок над сценой. Он разделён на небольшие прямоугольнички. В одних — динамики, в других — лампы.

    Вот начало́сь представление. К нам в гости пришли герои любимых книжек: Тимур, дядя Стёпа, скоморохи, Страдива́рий Страдивариус. И конечно, не обошлось представление без Деда Мороза и Снегурочки.

    Хорошо было на ёлке!

175 Перед вами начало сочинения. Содержится ли в нём основная мысль? Сколько абзацев следует построить, чтобы основная мысль была проведена? Продолжите сочинение.

    Недавно мне подарили котёнка. Он такой любопытный, трусливый и обидчивый. ...

<<< К началу      Решенния >>>

 

 

???????@Mail.ru