Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Фонетика. Орфоэпия

§ 28. Звуки гласные и согласные (окончание)

188. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Читая текст, соотнесите его содержание со схемой «Согласные звуки» (см. форзац). Есть ли в тексте новая для вас информация?

1. В русском языке 36 согласных звуков.

2. Звук [j’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный (звучит, например, в слове моё — мо[j’ó]).

3. Согласные звуки чаще всего образуют пары по глухости- звонкости ([т’]ело — [д’]ело) и твёрдости-мягкости (по[л]капо[л’]ка).

4. Не имеют парных звонких глухие звуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]. Не имеют парных глухих звонкие согласные [j’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

5. Не имеют парных мягких твёрдые согласные [ж], [ш], [ц]. Не имеют парных твёрдых мягкие согласные [j’], [ч’], [щ’].

6. Звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] называются шипящими.

7. Звонкие согласные [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’] образуются с помощью голоса и незначительного шума и называются сонорными.

8. Звонкие согласные [м], [м’], [н], [н’] называются носовыми, так как воздух при их образовании проходит через носовую полость. Остальные звуки речи называются ротовы́ми.

9. Иногда в словах встречаются долгие согласные звуки: рассориться — ра[с̅ ]о́риться, введение — [в̅ ]едение, сшить — [ш̅ ]итъ, визжать — би[ж̅’]ать.

189 Подсчитайте, сколько основных звуков используется в русской речи. Произнесите все гласные, а затем все согласные звуки.

190 Спишите предложения, вставляя вместо точек нужные слова (они использовались в данном параграфе).

    1. Раздел языкознания, изучающий звуки речи, называется ... .
    2. В роли органов речи выступают ....
    3. Звуки речи делятся на ... и ... .
    4. Гласные состоят только из ... .
    5. Согласные состоят из ... и ... или только из ... .

191. Учимся говорить на лингвистическую тему

Прочитайте эпиграф к разделу «Фонетика. Орфоэпия». Устно объясните, как вы понимаете высказывание Н. В. Гоголя.

192 Запишите слова в транскрипции. Укажите в них гласные и согласные звуки.

Образец записи: жить — [жыт’]; [ы] — гласный звук; [ж], [т’] — согласные звуки.

    Рыжик, труд, Москва, сбор, клуб, Смоленск, трель, счёт.

193 1. Назовите все ударные гласные звуки русского языка.

2. Охарактеризуйте звуки [п’], [ж], [г], [ч’], [ц], [в], [ф], [р’] по плану: 1) согласный или гласный; 2) согласный твёрдый или мягкий, парный или непарный; 3) глухой или звонкий, парный или непарный.

Образец записи: звук [л’]— согласный, мягкий парный, звонкий (сонорный), не имеет парного глухого.

194 1. Прочитайте, соблюдая правильное ударение.

    Кварта́лы, шофёр, инжене́ры, адреса́, плоты́, при́нял, щаве́ль, повтори́т.

2. Обозначьте звуки на месте выделенных букв и охарактеризуйте их.

Образец записи: друг, [у] — гласный, ударный; [к] — согласный, глухой, твёрдый. Чтобы не ошибиться, обязательно произносите слова вслух, обращая внимание на звучание гласных и согласных.

195 Нарисуйте предметы, которые бы могли иметь такие фонетические подписи.

    [гвос’т’], [j’oш], [уч’эбн’ик], [акно].

Учимся говорить на лингвистическую тему

Подготовьте небольшое сообщение на тему «Что нового я узнал о звуках русской речи».

<<< К началу      Решенния >>>

 

 

???????@Mail.ru