Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Фонетика. Орфоэпия

§ 31. Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова

Вспомните!

1. На какие две группы делятся звуки?

2. Назовите гласные звуки.

3. Назовите согласные звуки.

4. Назовите пары согласных по твёрдости-мягкости, звонкости- глухости. Назовите непарные согласные.

215 Сравните пары слов. Какими звуками различаются слова каждой пары?

    [вал] — [в’ал], [мал] — [м’ал], [пато́к] — [пат’о́к], [пыл] — [пыл’], [ты́кат’] — [т’и́кат’], [нос] — [н’ос].

1. На конце слова и перед глухими согласными на месте букв звонких согласных произносятся парные глухие согласные: гла[с] (глаз), сто[к] (стог), гру[c’т’] (груздь), му[ш] (муж), прое́[ст] (проезд), дога́[т]ка, разлё[к]ся, стри́[ш]ка. Исключение: следует произносить Бо[х].

2. Перед звонкими парными (кроме в) на месте букв глухих согласных звучат соответствующие звонкие: про́[з’]ба, э[г]за́мен, фу[д]бо́л. НО: перед [в] или [в’] — [с’]витъ, о[т]вёртка, [к]вёрху.

216 Перечитайте правило. Подберите примеры, иллюстрирующие его. Произнесите слова правильно. Сравните произношение и правописание слов. Как вы думаете, почему на письме возникают ошибки в подобных словах?

217 Сколько слов здесь записано? Можно ли понять значение каждого слова в такой записи? Почему? Что нужно сделать, чтобы значение и правописание каждого слова стало понятным?

    Пру[т], лу[к], гру[с’т’], съе[ст], поро́[к], ро[т], ко[т].

Поэты нередко используют приём зву́кописи, то есть повторения одинаковых или сходных согласных звуков (аллитерация), а также гласных звуков (ассонанс). В результате усиливаются слуховые впечатления от изображаемого явления, а стихотворная речь становится более понятной и выразительной. Например:

    Трое суток было слышно, как в дороге скучной [ш], долгой

    Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...

                       (П. Антокольский)

Повторение сочетаний согласных [ст] позволяет «услышать» стук колёс поезда на стыках рельсов.

218 Прочитайте. Установите, какой звук настойчиво повторяется в стихотворении С. Смирнова. Для чего? Как бы вы его оценили: а) приятный — неприятный; б) резкий — плавный?

    Оса жужжала.
    Обнажала
    Жало,
    А встретила Шмеля
    И хвост поджала.

219 Найдите в орфоэпическом словарике учебника слова с сочетаниями жч — [щ’], щн — [шн’], нщ — [н’щ’]. Произнесите слова правильно, включив их в словосочетания или предложения.

Возьмите на заметку!

В словах, которые пришли в русский язык из других языков, согласные перед е довольно часто произносятся мягко:

[т’]екст, к[р’]ем, ба[с’]е́йн, [т’]е́рмин и т. п. В ряде слов согласные перед е твёрдые: а[т]елье́, па[н]е́ль, бу[т]ербро́д, и́н[д]екс, шо[с̅ ]е́, компью́[т]ер, мо[д]е́ль и др.

В то же время целая группа слов отличается тем, что в них перед е может звучать как мягкий, так и твёрдый согласный: ло[т]ере́я (доп. ло[т’]ере́я), прог[р’]е́сс (доп. прог[р]е́сс).

Вывод: без обращения к орфоэпическому словарю в таких случаях не обойтись.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru