Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Лексика. Словообразование. Правописание

§ 32. Как определить лексическое значение слова

    Если в мире есть вещи, достойные
    названия «чуда», то слово, бесспорно,
    первая и самая чудесная из них.

      Л. Успенский


Ле́ксика (от греч. ле́ксис — «слово, выражение»)

234. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Прочитайте текст и перескажите его.

1. Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику.

2. Большинство слов имеет лексическое значение, то есть тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово.

3. Существует несколько способов объяснения лексического значения слов.

    1) Краткое толкование чаще всего используется в толковых словарях: ущелье — узкая и глубокая расщелина в горах. Горное ущелье.

    2) Подбор синонимов (близких по лексическому значению слов) тоже помогает уточнить значение слова, вспомнить и другие слова с таким же значением: ущелье — тесни́на, каньо́н.

    3) Подбор однокоренных слов помогает понять, почему именно так назван предмет: ущелье — щель, щёлочка, расщелина.

    4) Рисунок объясняет лексическое значение слова. Такой приём знакомства с новым словом часто используется в книжках, адресованных маленьким детям, а также в книгах, где разъясняются значения редко употребляющихся слов.

Синонимы — это слова, близкие или совпадающие по лексическому значению, например: трусливый — несмелый.

235 Кто больше? Запишите синонимы к слову красивый. Проверьте себя по словарику синонимов учебника.

236 Как вы понимаете лексическое значение слова милосердие? Объясните лексическое значение через подбор синонимов.

237 Спишите текст. Какими глаголами вы дополнили бы ряд синонимов, предложенных писателем? Не забудьте проверить себя по словарику синонимов учебника.

    Все рассказы испещрены глаголом говорить в настоящем времени, что даёт читателю право упрекнуть переводчика в небрежности или неграмотности.

    Кроме говорит можно употреблять формы сказал, заметил, отозвался, откликнулся, повторил, молвил, добавил, воскликнул, заявил, дополнил...

                       (М. Горький)

238 1. Внимательно рассмотрите картину русского художника В. Л. Боровико́вского (см. цветную вклейку, с. 2). Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой — одно из замечательных произведений живописца. Попробуем описать девушку, изображённую на картине. Для этого спишите предложения, вставляя на месте пропусков подходящие слова-синонимы.

    На нас смотрит симпатичное, ... лицо девушки. Её лукавая, ... улыбка, смеющиеся, ... глаза заставляют и нас улыбнуться и порадоваться её счастью. Жизнерадостное, ... настроение передаётся нам, и, наверное, поэтому так приятно, ... смотреть на эту девушку, любоваться её одеждой.

    Платье девушки из прозрачного, ... материала. Оно подчёркивает нежность и молодость Арсеньевой, её изысканный, ... вкус.

    Ощущение радости, ... остаётся от этой картины.

2. Попробуйте самостоятельно описать (устно) некоторые детали одежды Е. Н. Арсеньевой: соломенную шляпку, браслет из жемчуга, украшение на рукаве.

239 Письменно объясните лексическое значение слов и их правописание через подбор однокоренных слов.

Образец записи:

    Хранилище, каменистый, жилище, общежитие, застеклить, рапортовать, известить, скрипучий, храбрец.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru