Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Лексика. Словообразование. Правописание

§ 40. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы

Омо́нимы (от греч. о́мос «одинаковый» и о́нима «имя»).

Омонимы — разные по значению слова, но одинаковые по звучанию и написанию. Например: коса (орудие) — коса (причёска).

320 Выразительно прочитайте стихотворение А. Шибаева. Комическое содержание возникает потому, что в одном тексте столкнулись слова-омонимы. Какие? Дайте пояснения.

Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину
Вошла,
Норку в норке
Не нашла.
Если в норке

Нету норки,
Может, норка
Возле норки?
Нет нигде.
Пропал и след.
Норка — здесь,
А норки нет!

321 Составьте предложения со следующими омонимами: клуб (дыма) — клуб (сельский), ключ (родник) — ключ (от замка), лук (растение) — лук (оружие).

Возьмите на заметку!

В русском языке немало слов, близких к омонимам. Некоторые из них различаются ударением, и тогда их легко отличить друг от друга в звучащей речи: а́тлас — атла́с, за́мок — замо́к, кру́жки — кружки́.

Часто встречаются слова, которые одинаково звучат, но имеют различие в написании: поседеть от горя — посидеть на стуле. С такими словами связаны многие трудности в написании. Вспомните: Правильно записать эти слова можно, если определить их лексическое значение и подобрать проверочное слово: поласкать котёнка (ла́ска) — полоскать бельё (поло́щет), примирять друзей (ми́рный) — примерять пальто (приме́рка).

322 Запишите омонимы, распределяя их по графам таблицы. Выполните анализ слов по схеме: значение слова → его строение → написание.

    Хрупкий мелок — этот пруд мелок, сп..ши слова— сп..ши домой, топить дровами — топить в воде, хочу есть — у меня есть билет, резкий хлопок — белый хлопок, съедобный гри.. — вирусный гри.., рубка леса— рубка на палубе корабля, об..жать друга — об..жать вокруг дерева.

323

1. Выразительно прочитайте стихотворения, стараясь понять, почему они вызывают улыбку.

2. Выпишите слова-омонимы, распределяя их в нужные графы таблицы, с которой вы работали в упр. 322.

1). ЛИСИЧКИ

    — Кто вы?
    — Мы лисички,
    Дружные сестрички.
    Ну а вы-то кто же?
    — Мы лисички тоже.
    — Как, с одной-то лапкой?
    — Нет, ещё со шляпкой.

      (А. Шибаев)

2). ВЫШИВАНИЕ

    Иголка ходит вверх и вниз.
    Вот листья появились.
    Сосёт Алёнушка ирис,
    А вышивает ирис.

      (Я. Козловский)

3). КТО ЧТО ДЕЛАЕТ

    Косит косец, а зайчишка косит,
    Трусит трусишка, а ослик трусит.

      (Я. Козловский)

3. Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению, которое больше всего вам понравилось.

324. Учимся говорить на лингвистическую тему

Выполнив упражнения 322, 323, сделайте вывод, который служил бы ответом на вопрос, заключённый в названии § 40.

325 Решите кроссворд.

По горизонтали: 1. Раздел лингвистики, изучающий словарный запас языка.

2. Слова, сходные по значению.

По вертикали: 3. Слова, различные по значению, но сходные по звучанию, написанию.

4. Слова, противоположные по значению.

326. Словарный диктант

    Изложение, располагать, выросли, растение, чёрный, жёлтый, шёпот, шоколад, шоссе, шёлк, шофёр, суффикс, синтаксис, знаки препинания.

Решенния >>>

 

 

???????@Mail.ru