Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Фонетика. Графика

§ 5. Звуки и буквы. Алфавит

17. Рассмотрите алфавит, расположенный на форзаце. Правильно произнесите названия всех букв.

1. Звуки служат для того, чтобы слова можно было произносить и слышать, а буквы — чтобы писать и читать. Это их главное различие.

2. Русский алфави́т включает в себя 33 буквы: 10 из них обозначают гласные звуки, 21 — согласные, а также ъ и ь.

3. Следует всегда употреблять в письменной речи букву ё, не заменяя её буквой ё. Ведь эти буквы обозначают разные звуки. Сравните: се́ла (с[э́]ла) и сёла (с[о́]ла).

4. Буквы и их звуковое значение изучаются в специальном разделе лингвистики — г р а́ ф и к е.

18. Пользуясь орфографическим словарём, подберите по одному слову, начинающемуся на каждую букву алфавита. На какие буквы не могут начинаться слова? А на какие их очень мало? Всегда ли первая буква слова будет обозначать «свой» звук? Подберите не менее десяти слов с буквой ё внутри слова и запишите их.

19. 1. Прочитайте. Как вы понимаете основную мысль текста?

    Звук — это одно, а буква — это другое. Такой, казалось бы, безобидный закон, а сколько огорчений он вызывает у школьников. Написано «борода», а читать нужно «барада». Хочется написать «тилифон ни работаит», а изволь писать «телефон не работает», — писать, как никто не говорит. И вот возникают ошибки. А за ошибками разные неприятности.

      (По Л. Успенскому)

2. Расскажите о том, как могут различаться произношение и написание слова.

20. Определите, какие слова имеют в своём составе согласные звуки: а) только твёрдые; б) только мягкие; в) твёрдые и мягкие; г) только звонкие; д) только глухие; е) звонкие и глухие. Сопоставьте звуки и буквы в данных словах.

    Учитель, сказал, тетрадь, стол, сходи, медведи, охота, Ольга, делить, столпиться, завидно, сбор, ягода.

21. Правильно произнесите согласные звуки [к], [л], [м], [н’], [р], [с’], [ф], [х’], [ш], [щ’]. Затем правильно произнесите названия соответствующих букв: к, л, м, н, р, с, ф, х, ш, щ. Чем различаются буквы и звуки?

22. Назовите буквы и звуки, из которых состоит каждое из данных слов. Запишите слова, произношение и написание которых различаются. Выделите орфограммы в этих словах.

    Столб, потрать, сдать, брось, каша, нож, жизнь, стог, ложка, счёт, столик, при́был, влезть, прошли, есть, печь, школьник, тощий, русский.

23. Приведите примеры слов, в которых звуки [с] и [с’] обозначаются буквами с, з.

Зозьмите на заметку!

Под транскри́пцией (транскриби́рованием) понимают передачу звуков речи на письме с помощью специальных знаков. Например: пишется степь, а транскрибируется [с’т’эп’].

Значком [j’] в транскрипции передаётся звук «йот». Этот звук согласный, всегда звонкий (не имеет пары по глухости), всегда мягкий (не имеет пары по твёрдости). Например: [j’á]мa — яма.

24. Запишите буквами затранскрибированные слова (дана упрощённая транскрипция). Объясните значение этих слов.

    [алфав’и́т], [фанэ́т’ика], [транскр’и́пцыj’а].

25. Учимся говорить на лингвистическую тему

Используя материал этого параграфа, расскажите о буквах и звуках. Составьте план ответа.

Решенния >>>

 

 

???????@Mail.ru