Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Синтаксис и пунктуация

§ 60. Однородные члены предложения

Вспомните!

1. Какие члены предложения называются однородными?

2. Какие члены предложения могут быть однородными?

3. Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, связанными союзами а, но?

Понаблюдайте

1. Какие однородные члены есть в этих предложениях?

2.Какими средствами они связаны?

3. В чём особенность интонации предложений с однородными членами?

4. Какие знаки препинания ставятся между однородными членами, связанными только интонацией? Ставится ли запятая, если однородные члены связаны одиночным союзом и?

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены не зависят друг от друга. Они произносятся с интонацией перечисления. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

469 Прочитайте текст выразительно. Почему при чтении необходимо соблюдать перечислительную интонацию? Постановки каких знаков препинания требует эта интонация?

      ВЕТЕР

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немножко
Ветками черёмух,

Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Молодые крылья,
Вперемешку с пылью.

    (М. Исаковский)

2. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов.

Запомните обозначения:

470. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Прочитайте предложения, рассмотрите схемы однородных членов и расскажите о знаках препинания при однородных членах с союзами а, но, и.

471 1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Составьте схемы предложений с однородными членами.

1) Растворились в т..мноте рощи, сады, поля. 2) Т..кла, изв..валась, блестела река. (С. Маршак) 3) Снег ложился на поля, на кусты, на деревья. 4) Луна осв..щала сад, дорожки, беседку. 5) Подарит яблонька людям крупные, сочные плоды.

2. К словам с пропущенными буквами подберите проверочные.

472 1. Дополните предложения однородными членами. Обозначьте, чем они выражены. Укажите падеж имён существительных. Составьте схемы предложений с однородными членами (см. образцы в упр. 470).

    1) На озере ребята купались ... . 2) Отряд шёл бодро ... . 3) Солнце осветило луг ... . 4) С юга прилетели скворцы ... . 5) Солнечный зайчик пробежал по стенам ... .

2. Выразительно прочитайте эти предложения. Какой знак препинания ставится между однородными членами предложения, связанными только интонацией перечисления?

473 1. Выразительно прочитайте предложения с однородными членами.

    1) Звонко, тонко журчит в ручье волна. (А. Блок) 2) Охотник не пошёл в лес, а свернул к озеру. (М. Пришвин) 3) Встают передо мною деревни, поля и леса. (М. Исаковский) 4) Звёзды тускнеют и тают в синем небе. (Д. Зуев)

2. Спишите предложения, подчеркните однородные члены, обозначьте окончания глаголов.

474 1. Сравните предложения каждой пары. В каких из них перечисление носит законченный характер, а в каких оно может быть продолжено?

    1) Воздух пахнет сыростью, прелой листвой и набухшими почками. (С. Баруздин) — Воздух пахнет сыростью, прелой листвой, набухшими почками.

    2) На ёлке зажглись красные, зелёные, синие огоньки. — На ёлке зажглись красные, зелёные и синие огоньки.

    3) Песня звучит звонко, задорно. — Песня звучит звонко и задорно.

2. Составьте схемы предложений. Внимательно проанализируйте их и расскажите о знаках препинания в предложениях с однородными членами, связанными союзом и.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru