Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Глагол

§ 83. Правописание безударных личных окончаний глаголов

652. Учимся говорить на лингвистическую тему

1. Запишите столбиком личные формы глаголов I спряжения чувствовать, лечь и глаголов II спряжения приносить, верить в единственном и во множественном числе.

2 Расскажите о правописании безударных личных окончаний глаголов. Приведите примеры.

Спряжение глаголов с безударным личным окончанием определяется по инфинитиву.

Ко II спряжению относятся:

    1) все глаголы на -ить (кроме стелить, брить), например: кле́ить — кле́ишь, кле́ит, кле́им, кле́ите, кле́ят;

    2) одиннадцать глаголов-исключений: семь на -еть (смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, терпеть) и четыре глагола на -ать (слышать, дышать, держать, гнать).

Все остальные глаголы, включая стелить, брить, относятся к I спряжению.

Образец рассуждения при выборе безударного личного окончания глагола.

    1. Бор(?)шься (что делаешь?) → что делать?бороться — глагол на -оть(ся); значит, это глагол I спряжения, пишу -ешьборешься.

    2. Серд(?)шься (что делаешь?) → что делать?сердиться — глагол на -ить(ся); значит, это глагол II спряжения, пишу -ишьсердишься.

    3. Надён(?)т (что сделает?) → что сделать?надеть — глагол на -еть (не искл.); значит, это глагол I спряжения, пишу -етнаденет.

653 Запишите глаголы с безударными личными окончаниями, используя данный в упр. 652 образец рассуждения.

    Люб..те, (он) напомина..т, держ..м, вызыва..шь, терп..шь, (они) бор..тся, (он) увид..т.

654 Заполните таблицу. Приведите по два примера глаголов I и II спряжения, образованных с помощью приставок от слов- исключений.

655 1. Выпишите из орфоэпического словарика учебника по два глагола каждой группы: 1) глаголы, в которых допускают ошибки при произношении; 2) глаголы, в которых допускают ошибки при выборе места ударения.

2. Устно проспрягайте каждый из глаголов, используя рекомендации словарика.

656 Спишите, употребляя глагол в нужной форме. Письменно объясните выбор окончания.

Образец записи:

    1) Крепкую дружбу и топором не (разрубить). 2) Ссора до добра не (доводить). 3) И сила уму (уступать). 4) Муравей невелик, а горы (копать). 5) Что (посеять), то и пожнёшь. 6) Мороз ленивого за нос (хватать), перед проворным шапку (снимать).

657 Прочитайте загадки и по названным действиям угадайте, о ком или о чём идёт речь. Запишите загадки, вставляя пропущенные буквы, обозначая окончания и указывая спряжение глаголов.

    1) У нашей Анютк..
    Зверь в атласной шу..к..,
    Возле печ.. гре..т(?)ся,
    Без водич(?)к.. мо..т(?)ся.

    2) Меня реж..т-трут,
    К..лот..т-б..ют,
    А я всё т..рплю —
    Людям д..бром пл..чу!

    3) Во..т, свистит,
    Ветки л..ма..т,
    Пыль подн..ма..т,
    С ног всех ..бива..т,
    Слыш..ш(?) его,
    Да (не) вид..ш(?) его.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru