|
|
|
Строение текста
§ 85. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях
Понаблюдайте 1. Прочитайте предложения текста. Рассмотрите в них «данное» и «новое». Как выделено то и другое?
Продолжим наблюдение. 2. Чтобы найти «новое» в предложениях текста, надо выяснить, что именно сообщается в каждом из них. Цель высказывания определяется по вопросу. Поставим к каждому предложению текста вопрос и дадим на него краткий ответ: 1) Что получают из жидкой искусственной смолы? — Пену. 2) Во что превращается пена при застывании? — В прочный и лёгкий материал. 3) Как называется такой материал? — Пенопласт. Какую часть предложения мы использовали в ответе — «данное» или «новое»? 3 Как связываются предложения в тексте? Сопоставим соседние предложения (первое и второе, второе и третье) и найдём в каждой паре слова, в которых повторяется то, о чём уже говорилось ранее (пену — пена, прочный и лёгкий материал — такой материал). Чем является эта повторяющаяся часть— «данным» или «новым»? 4. Прочитайте ещё раз вслух предложения и проследите, на какое слово падает логическое ударение. Чем является это слово — «новым» или «данным»? 5. Где находится «данное» — в начале или в конце предложения? А «новое»?
667 Прочитайте текст. Найдите «данное» и «новое». Определите место «данного» и «нового» в предложении. Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Он был совсем настоящий, только маленький. (Б. Житков) 668 Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Найдите «данное» и «новое». В каждом предложении подчеркните «данное» прямой чертой, «новое» — волнистой. 1) Во дворе вык..пали колодец. 2) Возле колодца пос..лилась л..гушка. 3) Она целыми днями с..дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое ведро.
|
|
|