Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Строение текста

§ 86. Строение текста типа повествования (продолжение)

581 Прочитайте внимательно текст. Определите тип речи и озаглавьте данный отрывок.

    Матушка стала заваривать клей. Из угловатого шкафчика, где помещалась домашняя аптечка, она достала банку с крахмалом, насыпала его не больше чайной ложки в стакан, налила туда же ложки две холодной воды и начала размешивать, пока из крахмала не получилась кашица. Тогда матушка налила в кашицу из самовара крутого кипятку, всё время сильно мешая ложкой, крахмал стал прозрачный, как желе, — получился отличный клей.

      (По А. Н. Толстому)

682 Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите тип речи. Найдите слова, которые обозначают начало действий, подчеркните глаголы совершенного вида.

    Барсучонок пот..нул носом, поч..ял молоко и пот..хоньку бочком-бочком направился к миск.. . Он сунул морду в молоко и давай тыкать носом в дно миск.. . Кое-как приладился и начал лакать. Лакает, мордочкой в миску тыч..т, так и везёт её по полу. Возил, возил, пока не опрокинул и не разлил молоко.

      (По Г. Скребицкому)

683 Прочитайте текст. Определите тип речи. Найдите неудачный повтор. Улучшите текст.

    Мы с папой установили ёлку и стали украшать её игрушками и гирляндами. Но одна гирлянда почему-то не загоралась. Тогда мы стали проверять лампочки батарейкой от карманного фонаря: лампочки были исправны. Оказалось, что перегорел дроссель. Мы отпаяли его и припаяли новый — лампочки стали мигать.

Чтобы подчеркнуть последовательность действий, в повествовании используют слова и выражения, обозначающие время (затем, потом, после этого, немного погодя, позднее, дальше, тут, тогда, наконец), и глаголы совершенного вида.

684 1. Определите тему текста и тип речи. Найдите слова и выражения, обозначающие время действий.

Наутро совсем весёлый Желтухин пошёл осматривать помещение. Желтухин просунул туда голову, осмотрелся, вылез наружу, прыгнул в текучий лёгкий воздух и полетел.

Он понял, что нужно повернуть назад, но не мог сделать этого трудного поворота, — упал на крыло, перевернулся и сел на стол между вазочкой с вареньем и сахарницей... И сейчас же увидел перед собой Никиту. Тогда, не раздумывая, Желтухин вскочил на вазочку, а с неё на плечо Никиты и сел, нахохлился.

Отсидевшись у Никиты на плече, Желтухин вспорхнул под потолок, поймал муху, посидел на фикусе в углу, покружился под люстрой и, проголодавшись, полетел к своему окну.

    (По А. Н. Толстому)

2. Составьте схему однородных членов последнего предложения.

685 1. Вставьте слова и выражения, обозначающие последовательность действий.

    Я запомнил день рождения, когда мне исполнилось десять лет. Ко мне пришли мои друзья. ... я угостил ребят чаем с конфетами и пирожными. ... показал товарищам свои игры: хоккей, футбол, железную дорогу, охоту. ... мы провели викторину.

    ... смотрели телевизионные передачи «Клуб путешественников» и «В мире животных». ... все разошлись по домам.

2. Пятиклассник записал первое предложение так: «Я запомнил день рождение, когда мне исполнилось десять лет». Какую ошибку он допустил? Исправьте и просклоняйте письменно словосочетание день рождения.

686 Удачно ли обозначено в данном тексте время действий? Подберите слова и выражения, помогающие преодолеть повтор-недочёт и более точно указать время.

    В воскресенье я встаю в девять часов утра, умываюсь, делаю зарядку, причёсываюсь. Потом завтракаю и смотрю телевизор. Потом я, папа и мама идём на лыжах в лес. Возвратившись домой, мы обедаем, моем посуду и отдыхаем. Когда встаём, мама идёт готовить ужин, а мы с папой играем в шашки. Потом смотрим телевизор и ужинаем. Потом мы ложимся спать.

687 1. Перед вами отрывок из книги В. А. Арсеньева «Дерсу́ Узала́». Рассмотрите глагольные формы, использованные в тексте. Чем различаются глаголы, употреблённые в первой части фрагмента и во второй? Каков «эффект» от использования этих глагольных форм? Почему автор во второй части текста перешёл на глаголы совершенного вида?

    1) Медведь возился около большой липы: добывал мёд. Он стоял на задних лапах и куда-то тянулся. Протиснуть лапу в дупло ему мешали камни. Он ворчал и тряс дерево изо всей силы. Вокруг улья вились пчёлы и жалили его голову. Медведь тёр морду лапами, кричал тоненьким голосом, валялся по земле, а затем вновь принимался за ту же работу.

    2) Наконец он утомился, сел на землю по-человечьи и, раскрыв рот, стал смотреть на дерево. Так просидел он минуты две. Затем вдруг поднялся, быстро подбежал к липе и полез на её вершину. Взобравшись наверх, он протиснулся между скалой и деревом и, упёршись передними и задними лапами в камни, начал сильно давить спиной в дерево. Видимо, было больно спине. Тогда он переменил положение и, упёршись спиной в скалу, стал лапами давить на дерево. Липа затрещала и рухнула на землю. Теперь осталось только добыть соты. Медведь оглянулся. Увидев нас, он побежал и быстро исчез за скалой.

2. Выпишите из первого текста глаголы с проверяемыми гласными и согласными в корне, подберите проверочные слова.

В повествовании художественного и разговорного стилей чаще всего используются глагольные формы прошедшего времени совершенного вида. Чтобы придать тексту выразительность, вместе с этими формами могут быть употреблены и другие. Глаголы прошедшего времени несовершенного вида позволяют выделить какое-либо из действий, подчеркнуть его длительность. Глаголы настоящего времени позволяют представить действие как бы происходящим на глазах читателя и слушателя. Формы будущего времени совершенного вида с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают подчеркнуть стремительность, неожиданность того или иного действия.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru