Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Имя существительное

§ 92. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Вспомните!

В чём смысл терминов «одушевлённые», «неодушевлённые»? Приведите примеры для каждой группы существительных.

    1) Названия людей и различных живых существ (кто?): ... .

    2) Названия явлений и предметов неживой природы (ч т о?): ... .

Возьмите на заметку!

Деление на одушевлённые и неодушевлённые существительные не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое. Эти слова различаются не только по смыслу, но и по форме множественного числа винительного падежа. У одушевлённых существительных она совпадает с формой родительного падежа (вижу школьников — нет школьников); у неодушевлённых существительных она совпадает с формой именительного падежа (лежат тетради — вижу тетради).

Именно по форме такие слова, как кукла, мертвец, покойник, туз, относятся к одушевлённым, а слова, обозначающие совокупности живых существ (народ, толпа, взвод, стая, группа и др.), — к неодушевлённым.

717 Расскажите, какие имена существительные называются одушевлёнными, а какие — неодушевлёнными. Приведите примеры и запишите их.

718 1. С помощью указанных суффиксов образуйте существительные со значениями: 1) житель какой-нибудь местности; 2) человек определённой профессии; 3) детёныш животного.

Названия жителей какой-либо местности пишутся с маленькой буквы. 1

    1) -ец-, -ич-, -анин- (-янин-), -ин-: Осетия, Волга, Север, Париж, Волгоград, Вятка, Кострома, Москва, Новгород, Петербург (г//ж);

    2) -ник-, -ец-, -чик-, -щик-, -тель-: печь, торговать, грузить, сварить, лес, бетон, зимовать, водить;

    3) -онок- (-ёнок-): кот, лиса, тигр, кенгуру.

2. К одушевлённым или неодушевлённым относятся образованные вами имена существительные? Составьте с ними три-четыре предложения, запишите их, подчеркните грамматические основы.

В художественной литературе и в фольклоре широко используется приём олицетворения — изображения неживых существ как живых. Вспомните, что в сказках умеет говорить не только золотая рыбка, но и зеркальце. Вот ещё знакомые вам примеры: И стоит себе лес, улыбается..., Уж небо осенью дышало..., Дремлет чуткий камыш...

719 1. Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений С. А. Есенина. Запишите сочетания слов, которые иллюстрируют приём олицетворения. С помощью какой части речи создаётся олицетворение?

    1) Улыбнулись сонные берёзки,
    Растрепали шёлковые косы.
    Шелестят зелёные серёжки,
    И горят серебряные росы.

    2) У плетня заросшего крапива
    Обрядилась ярким перламутром
    И, качаясь, шепчет шаловливо:
    «С добрым утром!»

2. Разберите по составу глаголы из первого четверостишия.

3. Из второго отрывка выпишите глаголы и сделайте их морфологический разбор.

4. Выполните лексический разбор выделенных слов.

720 Из стихотворений, помещённых в хрестоматии по литературе, выпишите несколько примеров, в которых используется приём олицетворения.

ГДЗ >>>

 

 

???????@Mail.ru