|
|
|
Словообразование. Орфография. Культура речи
§ 31. Морфемика и словообразование (окончание)160. Прочитайте слова в правой колонке. Все ли они имеют тот же корень, что и слова в левой колонке? От каких слов образованы остальные слова? Образец.
161. Составьте словосочетания, используя слова из двух колонок. Если существительное употребляется с двумя прилагательными, запишите оба словосочетания. Обозначьте морфемы, которыми различаются однокоренные прилагательные.
162. Прочитайте и озаглавьте текст. Вспомните и запишите всех членов семейства корня -уч-, обозначьте значимые части слов. Жил-был корень -уч-. И вот надоело ему одному жить на свете, и призвал он приставки и суффиксы объединяться с ним. Прошло время, и превратился маленький-премаленький корень-корешок -уч- в огромное семейство слов. (В. Волина)
163. Выберите заголовок, который наиболее соответствует стилю текста: «Какие корни у данных слов?», «Забытое родство», «Изменения в составе слова». • Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначая в них условия выбора вставленных орфограмм.
Улитка, улей и улица — сов..ршенно разные предметы, ничего общего не имеющие между собою. Если вн..мательно присмотрет(?)ся к составу этих слов, то можно з..метить общий элемент ул. Случайно ли он ок..зался в них? В древност.. слово ула обозн..чало «дыра, отверстие, дупло», затем оно стало обозн..чать «вход», «проход», наконец — «проход между рядами домов», «улица». Слово ула ушло из употр..бления, но оно пор..дило слова улитка, улей и улица: улитка — живое существо, живущее в уле — в убежище; улей — дупло, где жили пч..лы; улица — маленькая ула. Люди забыли древнее слово ула, забыли, как были обр..зованы слова улитка, улей и улица, поэтому суффиксы в этих словах ср..слись с корнем. Слова эти сейчас не воспр..нимаются как ро..ственные3. В слове улитка корень улитк-, в слове улица — улиц-, в слове улей — улей-.
|
|
|