Главная >> Русский язык 6 класс. В двух частях. Ладыженская

Словообразование. Орфография. Культура речи

§ 40. Гласные в приставках пре- и при- (продолжение)

203. Пре- или при-? Запишите слова (в строчку), обозначая условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в правиле). На какое значение приставок пре- и при- нет примеров? Приведите по 2-3 своих примера.

пр..ехать
пр.. лететь
пр..скакать
пр..плыть
пр..катить
пр.. мчаться
пр..близиться
пр..вокзальная
(площадь)

пр..бить
пр..вязать
пр..винтить
пр..делать
пр..бавить
пр..нять
пр..соединить
пр..станционный
(сквер)

пробить
пр.. вязать
пр..винтить
пр..делать
пр..бавить
пр..нять
пр..соединить
пр..станционный
(сквер)

204. Сгруппируйте слова по признаку: а) с приставкой пре-, б) с приставкой при-. Обозначьте условия выбора данной орфограммы. • Какие из глаголов движения показывают, что человек движется с трудом? • Какие из выделенных слов образованы приставочно-суффиксальным способом?

    Пр..цепить, пр..интересный, пр..бегать, пр..седать, пр..колоть, пр..ломить, пр..брежный, пр..бежать, пр..ползти, пр..касаться, пр..клеить, пр..гореть, пр..дорожный, пр..морский, пр..обрести, пр..ехать, пр..ковылять, пр..л..гать (усилия), пр..тащиться, пр..б..рать (в комнате), пр..р..стать, пр..скакать, пр..увеличить, пр..терпевать.

205. Подберите к выделенным словам однокоренные глаголы с приставкой при-. Что обозначают эти глаголы? • Распространите любые 2-3 нераспространённых предложения. Какие члены предложения вы для этого использовали?

Образец. Щека распухла (припухла).

    1. Нож затупился. 2. Ветку согнули. 3. Откройте дверь. 4. Шофёр затормозил. 5. Мотоциклист заглушил3 мотор. 6. Витя, ты затворил дверь? 7. Малыш затих.

206. Здесь приведены объяснения лексических значений нескольких слов из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Определите, о каких словах идёт речь. Какую приставку надо в них писать и почему? • В разговорном или научном аиле употребляется последнее из записанных слов?

    1. Лечь3 ненадолго. 2. Сесть на краешек стула. 3. Встать наполовину, не во весь рост. 4. Временно остановиться. 5. Умолкнуть на время. 6. Немного ободрить. 7. Слегка поднять. 8. Заболеть несильно, ненадолго.

207. Запишите рядом с данными глаголами однокоренные с -ся на конце. • К глаголу пр..двинуть подберите антоним.

Образец. Притягивать - притягиваться.

    1. Пр..двинуть, пр..мчать, пр..жать, пр..землить, пр..близить, пр..соединить.
    2. Пр..ободрить, пр..остановить, пр..поднять.

208. Прочитайте стихотворение. Почему оно так названо? Спишите. В каком слове нельзя определить значение приставки?

КОПЕЙКИН

          Алексей пр..шёл из школы.
          Он теперь пр..думал так:
          — Если выучу г л., голы,
          Сам себе д..ю пятак.
          Если выучу пр..ставки,
          Я потребую пр..бавки.

(А. Барто)

Есть много слов, в которых значение приставок пре- и при- определить очень трудно, например: приготовить, преодолеть (см. также слова в рамках).

Правописание этих слов надо узнавать по словарю или запоминать.

209. В какой колонке помещены слова, в которых легко определить значение приставки? Запишите эти слова, обозначая орфограмму. Какая приставка пишется в остальных словах? Найдите в рамках (см. с. 115) эти слова и перепишите их. Орфограмму в них обозначьте так: приготовить (н. з., т. е. неясное значение). • Какими способами образованы выделенные слова?

Пр..мчаться, пр..цепить,
пр..влечь, пр..волжский,
пр..огромный,
пр..тронуться, пр..ладить,
пр..увеличить, пр..седание,
пр..вскочить, пр..амурский, пр..интересный.

Пр..обрёл, пр..готовили,
пр..вращаются,
пр..годились, пр..кратили,
пр.. смотримся, пр.. глашаю,
пр..выкаю, пр..образовали,
пр..одолеют.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru