Главная >> Русский язык 6 класс. В двух частях. Ладыженская

Имя существительное

§ 54. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

После шипящих в суффиксах существительных под ударением пишется буква о, без ударения - буква е.

302. Спишите, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в правиле). • У каких существительных суффикс имеет пренебрежительное значение, а у каких обозначает названия детёнышей?

    Друж..к, жуч..к, петуш..к, замоч.ж, человеч.ж, шапч..нка, кулач.ж, подуш..чка, ореш..к, луж..к, круж..к, медвеж..нок, точ.лка, мыш..нок, суч..к, горош..к, червяч..к, кусоч.ж, пирож..к, крюч..к, овраж..к, старич..к, пастуш..к, зайч..нок, волч..нок, грач..нок, галч..нок, собач..нка, одеж..нка.

303. Вставьте слова на месте пропусков. Определите значения суффиксов вставленных слов. Подберите антонимы к выделенным словам.

    1. Рыжая белка — рыженький бельчонок; серый волк — серенький __ __; шустрый заяц — шустренький __ __; пёстрая кукушка — пёстренький __ __; толстый медведь — толстенький __ __; чёрная галка — чёрненький __ __.

    2. Новая шапка — дырявая шапчонка; верная собака — трусливая __ __; праздничная2 одежда — рваная __ __; ситцевая рубаха — ветхая __ __.

304. Спишите, обозначая условия выбора букв о и е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных. Вставьте пропущенные знаки препинания.

    1. Куда пастуш..к, туда и посош..к. (Пословица) 2. Личиком бел да душ..ю ч..рен. (Пословица) 3. Сеюсь как из сита но не порош..к, зап..лзаю в ж..то но не червяч..к. (Загадка) 4. Пирож..к лишь разломила да кусоч..к прикусила. (А. Пушкин) 5. По ш..рстке и кличка. (Пословица) 6. В чужом глазу суч..к вид..м а в своём и бревна (не)замечаем. (Пословица) 7. Долг платеж..м красен. (Пословица)

305. Прочитайте. Найдите существительные, у которых суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное или пренебрежительное значение. Запишите первую часть в форме диалога, расставляя знаки препинания. Из второй части выпишите слова с пропущенными буквами и обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.

    I. Я пр..обрёл книжонку сказал мой с..беседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы г..ворите так пр..небрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая, да и ф..рмат небольшой ответил с..беседник.

    II. Так я вы..снил, что мой с..беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не зам..чает разницу в их значени.. .

(По Б. Тимофееву)

306. Письменно объясните способ образования данных слов. Какое значение имеют в них суффиксы? • Подчеркните чередующиеся согласные. • Составьте 2-3 сложных предложения с любыми из данных слов.

    Медвеж..нок, зайч..нок, волч..нок, мыш..нок, скворч..нок, галч..нок.

307. Прочитайте и озаглавьте текст. Подготовьтесь записать его под диктовку.

    В траве клубника была ещё зелена, зато необыкновенно крупна; на открытых же местах она уже поспевала. Из скошенных рядов мы с отцом набрали по большой кисти таких ягод, из которых иные попадались крупнее обыкновенного ореха; многие из них хотя ещё не покраснели, но были уже мягки и вкусны.

    Мне так было весело на сенокосе, что не хотелось даже ехать домой, хотя отец уже звал меня.

    Из лесного оврага, на дне которого, тихо журча, бежал маленький родничок, неслось воркованье диких голубей, или горлинок, слышался также кошачий крик и заунывный стон иволги; звуки эти были так различны, противоположны, что я долго не хотел верить, что это кричит одна и та же миловидная, жёлтенькая птичка.

(С. Аксаков)

 

 

???????@Mail.ru