|
|
|
Глагол
§ 92. Условное наклонение (окончание)544. Прочитайте шутливое стихотворение Э. Успенского. Объясните смысл стихотворения. Выпишите глаголы в условном наклонении. Обозначьте в них суффикс -л- и окончания. • Почему в этом стихотворении так часто повторяется местоимение я? Как это характеризует героя стихотворения?
ЕСЛИ БЫЛ БЫ Я ДЕВЧОНКОЙ Если был бы я девчонкой, —
545. Прочитайте отрывок из письма М. Горького сыну. В каком предложении выражена основная мысль? Спишите, обозначая: глаголы в прошедшем времени сокращённо буквами пр. вр.; глаголы в условном наклонении буквами у. н. Выделите в глаголах суффиксы и окончания. Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка2 оставил после себя (не)что хорошее — цветы. Вот если(бы) ты всегда и везде, всю жизнь оставлял для людей только хорошее — цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, — легка и приятна3 была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало(бы) тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять. 546. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Найдите глаголы в условном наклонении. • Напишите, умеете ли вы удивляться. ПОПРОБУЙ УДИВИТЬСЯ Жизнь удивительна. И люди удивительны. И каждый, если бы захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит. Существуют мечты и реальность, дружба и любовь, настоящая живопись и стихи, открытия и достижения, прекрасные вещи и добрые отношения. Может быть, для достижения успеха в жизни необходимо удивиться? 547. Напишите несколько предложений или составьте текст на тему «Если бы я был(а) учителем (взрослым, самым сильным человеком на земле и т. п.)». Подчеркните глаголы в условном наклонении.
|
|
|