Главная >> Русский язык 6 класс. В двух частях. Ладыженская

Глагол

§ 93. Повелительное наклонение (окончание)

555. Определите наклонение выделенных глаголов. Спишите, употребляя глаголы, данные в скобках, в нужной форме.

    1. Пойдите в лес, (пополнить) свой гербарий, (поискать) насекомых.

    2. Вы сядете в лодку и (направиться) к противоположному берегу. Там (выбрать) место для палатки, (поставить) её.

556. Употребите глаголы во 2-м лице во множественном числе: а) в настоящем или будущем времени; б) в повелительном наклонении.

    Выбрать, держать, выйти, сказать, писать.

557. Спишите, над глаголами в повелительном наклонении напишите пов., а над глаголами в изъявительном наклонении укажите спряжение. Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Какой из них переходный?

    Напиш..те (не)большой ра(с, сс)каз о вашем любимом заняти. Вспомн..те, чем вы люб..те зан..маться на досуге. Когда подб..рёте2 материал к сочинению, состав..те план, отброс..те2 всё лишнее. После того как вы напиш..те черновик, внимательно проверите написанное. (Не)торопитесь! Когда вы тороп..тесь, то не замеча..те (не)дочётов и ошибок. Прочитайте вслух своё сочинение, отметьте на полях (не)точности и ошибки, исправ..те их, дополн..те сочинение. Теперь мож..те переписать его.

    У вас получится хорошее сочинение, если вы буд..те требовательны к себе.

Повелительное наклонение имеет также формы 3-го лица единственного и множественного числа и 1-го лица множественного числа.

558. Спишите, подчёркивая глаголы в повелительном наклонении. Как образованы формы повелительного наклонения в выделенных глаголах?

    1. Шутку люб..шь над Фомой, так люби и над собой. 2. Семь раз отмерь, один раз отреж(?). 3. Поживи подольше, так и увид..шь побольше. (Посл.) 4. Да здравствует солнце, да скро..тся тьма.4 (А. Пушкин) 5. Соловьи, соловьи, (не)тревож(?)те солдат: пусть солдаты немного поспят. (А. Фатьянов) 6. Сделаем всё, чтобы наша Родина процветала.

559. Напишите 5 призывов к приближающемуся празднику. Используйте глаголы в повелительном наклонении в форме 1-го лица множественного числа, а также глаголы в форме 3-го лица со словами да, пусть. • Объясните в записанных вами предложениях постановку знаков препинания.

Образец. Ребята, посадим на нашей улице деревья! Да здравствует наша страна!

560. Сгруппируйте глаголы по признаку: а) в изъявительном наклонении; б) в повелительном наклонении; в) в условном наклонении. Выделите суффиксы и окончания глаголов.

    1. (Не)трудился бы, так и хлеба (не)добился бы. 2. Языком (не)спеши, а делами (не)смеши. 3. (Не)пеняй на соседа, коли спишь до обеда. 4. Кто3 (не)трудится, тот3 (не)ест. 5. Лодырю всегда (не)здоровит(?)ся. 6. От красивых слов (не)прибавится масла в каше.

(Пословицы)

561. Рассмотрите рисунки. Что могло произойти до и после того, что изображено на рисунках?

что изображено на рисунках?

Напишите рассказ и озаглавьте его. Рассказ вы можете вести от 3-го и от 1-го лица; например, представьте себе, что вы и есть тот мальчик, которому поручили повесить плакат. Кому вы расскажете о том, как приклеивали плакат? Кто ваши слушатели? В какой обстановке вы рассказываете эту забавную историю? Как вас слушают?

Подчеркните глаголы. Укажите их наклонение.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru