Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Имя существительное

§ 12. Словообразование имён существительных (окончание)

    Упр. 121

1. Выпишите слова, строение которых соответствует модели:

    Собачонка, картонка, пятитонка, воронка, сторонка, солонка, японка, чемпионка, болонка, одежонка, книжонка, бумажонка, юбчонка, девчонка.

2. Какие языковые признаки объединяют все эти слова? Запишите остальные слова, разберите их по составу.

3. Определите способ образования выделенных слов.

    Упр. 122

1. От слов сезон, туман, цена письменно образуйте словообразовательные цепочки, соответствующие схеме:

2. Назовите способы образования этих слов.

    Упр. 123

Для каждой словообразовательной цепочки выберите исходное слово. Запишите цепочки однокоренных слов, выделяя в них суффиксы.

    Трава, молодой, лиса, великий, вода, сестра.

    Упр. 124

Перед вами наиболее типичные модели имён существительных, образованных приставочно-суффиксальным способом. Рассмотрите эти морфемные модели.

От указанных в скобках слов образуйте и запишите имена существительные, обозначьте их морфемный состав.

    Упр. 125. Учимся читать и пересказывать лингвистический текст

1. Прочитайте текст.

Имена существительные в русском языке имеют такие способы образования, которые присущи только этой части речи. Например, бессуффиксный способ, о котором говорится в тексте упр. 109.

Другой способ словообразования, свойственный только именам существительным, связан с появлением сложносокращённых слов.

Многие сложные имена существительные образуются из сокращённых частей слов. Именно такие существительные называются сложносокращёнными: спецмашина (специальная машина), спортгородок (спортивный городок), вещмешок (вещевой мешок), стройплощадка (строительная площадка), спецкор (специальный корреспондент), оргстекло (органическое стекло) и т. п.

Некоторые сложносокращённые существительные образуются даже из начальных букв или звуков словосочетания: РФ (Российская Федерация), вуз (высшее учебное заведение), ТЮЗ (театр юного зрителя), МГУ (Московский государственный университет), ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения), ГИА (государственная итоговая аттестация), ООН (Организация Объединённых Наций), НИИ (научно-исследовательский институт) и т. п.

2. Расскажите, о каком способе образования сложных имён существительных вы узнали. Приведите примеры, выбирая их из текста данного упражнения или подбирая свои слова. Правильность произношения слов из текста проверьте по орфоэпическому словарику.

Возмите на заметку!

Грамматический род сложносокращённых слов определяется по главному слову словосочетания: МГУ (Московский государственный университет) на́чал приём студентов. В некоторых случаях надо учитывать и число главного слова: СМИ (средства массовой информации) сообщили о визите посла Великобритании.

    Упр. 126

Составьте и запищите предложения со сложносокращёнными существительными, правильно согласуя их с глаголами, данными в скобках.

    ГИБДД (проверил, проверила, проверило), ТЮЗ (показал, показала, показало), ООН (со́здал, создала́, со́здало), МИД (сообщил, сообщила, сообщило), НИИ (разработал, разработала, разработало).

    Упр. 127. Учимся собирать и систематизировать информацию

Используя материалы § 12, подготовьте сообщение на тему «Как образуются имена существительные в русском языке» . Предварительно составьте план ответа.

    Упр. 128

Самостоятельно проверьте, как вы усвоили тему § 12. Для этого обратитесь к разделу «Словообразование имён существительных» электронного приложения к учебнику и выполните упражнения. Закончив работу, оцените её и сделайте выводы.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru