Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Речь. Стили речи

§ 19. Характеристика делового стиля

Деловой стиль речи используется в различных деловых бумагах (объявлениях, заявлениях, расписках, справках, отчётах и др.), инструкциях, законодательных документах.

Задачи делового стиля речи — сообщить сведения, имеющие практическое значение; дать точные указания, рекомендации.

Высказывание в деловой речи обычно бывает:

  • официальным;
  • точным;
  • бесстрастным (лишённым эмоций).

    Упр. 192

Прочитайте текст; укажите, в какой речевой ситуации он может быть использован. Определите стиль речи.

    Как сохранить цветы, купленные за неделю до праздника?

    Стебли цветов подрезают наискось острым ножом и ставят цветы на два часа в воду комнатной температуры. Затем заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. Через несколько дней проверяют букет. Если цветы слегка увяли, снова подрезают стебли на 1 — 2 см и опять держат в воде часа два. После этого цветы снова кладут в холодильник.

      («Полезные советы»)

    Упр. 193. Учимся создавать текст

Все деловые бумаги пишутся по определённой форме. Прочитайте два объявления и выделите в них основные части: а) к кому обращаются; б) что сообщают; в) кто обращается.

Уважаемые родители!

При дворце культуры «Меридиан» открыта студия бального танца. Приглашаются учащиеся средних и старших классов. Занятия проводятся два раза в неделю. Обучение платное.

Администрация школы.

Внимание учащихся 6 «Б» класса!

В воскресенье, 20 декабря, состоится экскурсия в Третьяковскую галерею. Сбор у школы в 10 часов.

Классный руководитель (подпись).

    Упр. 194

Представьте себе, что в школе проводится конкурс на лучшего чтеца (лучшее сочинение, лучшую передачу для школьного радио), шахматный турнир, спортивные соревнования. Составьте объявление на одну из тем.

Возмите на заметку!

В высказываниях делового стиля часто используются книжные, официальные слова и выражения (например: электропоезд, а не электричка; принять решение, а не решить; провести мероприятие, обратиться с ходатайством, вышеуказанный, таковой, предъявлять, получатель и др.).

    Упр. 195

Найдите характерные для делового стиля языковые средства в текстах упр. 192, 193.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru