|
|
|
Имя прилагательное
§ 22. Правописание сложных имён прилагательных (окончание)Упр. 221 1. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. При затруднении пользуйтесь орфографическим словарём. Обозначьте морфемы с пропуском букв.
1) Нет, видимо, на земле ни одного народа, который (не) отм..чал бы с торжеством конец (сельско) хозяйственного года. 2) В январе 1701 года в Москве была открыта первая в России (военно) морская «м..тематических и навигатских, то есть (море) ходных хитростию наук учения» школа для подготовки морских оф..церов. 3) Такие изве(ст, с)ные города, как (Санкт) Петербург, Новгород, Псков, расположены на (северо) западе нашей страны. 4) Новгород и Псков — (древне) русские города, вокруг которых более тысячи лет назад складывались объединения (восточно) славянских племён. 5) С (Санкт) Петербургом связана целая историческая эпоха в ст..новлении (культурно) хозяйственного развития России. 2. В последнем предложении подчеркните главные и второстепенные члены. Упр. 222. Учимся собирать и систематизировать информацию 1. Сравните выделенный цветом в § 22 материал со следующей схемой. Какие формы предъявления информации иллюстрируют эти материалы? В чём преимущество каждой из этих форм и когда их целесообразно использовать? 2. Опираясь на данную схему, расскажите об употреблении дефиса в сложных прилагательных. Добавьте три-четыре примера на каждый случай. Запишите их.
Упр. 223 1. Спишите, заменяя слова в скобках сложными прилагательными. Восстанавливая пропущенные буквы, объясняйте написание слов. 1) Из-под земли пок..зались (бледные, зелёные) листики р..стений. 2) М..гучий (сто лет) дуб раскинул свою (н..) об(?)ятную крону. 3) (Северный, восточный) ветер усиливался. 4) (Плодовый, ягодный) участок распол..жился на солнце (пёке). 5) Последние (тёмный, фиолетовый) осенние цветы ув..дали. 6) (Голубые глаза) (н..) забудки пром..лькнули в траве. 7)Нач..нался (мелкий, мелкий) дождь. 2. Определите способ образования выделенных слов, Упр. 224 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. 1) Ночь была ясная, (звёздно) лунная. 2) Листва л..жилась на лесную дорожку (бледно) жёлтым пятном, 3) Старое дерево снизу почти ум..рло, и на каждой веточке в..сит (длинная) предлинная (серо) зелёная борода. 4) Барсук чуть пок..зал нос и в тот же миг спрятался. Через (пол) часа он вновь пок..зал нос, подумал и вовсе скрылся в норе. 5) Я был св..детелем р..ждения мороза... Только по очень ярко зеленеющей о́зими можно было разл..чить такой день от (ранне) весеннего. (М. Пришвин) 2. Подчерквите сложные слова как члены предложения. 3. Поясните правописание корней с пропущенными буквами.
4. Найдите сложное предложение и подчеркните его грамматическую основу. 5. Укажите грамматические основы выделенных предложений. Упр. 225 Самостоятельно проверьте, как вы усвоили правило правописания сложных имён прилагательных. Для этого обратитесь к соответствующему материалу электронного приложения к учебнику и выполните упражнения. Закончив работу, оцените её и сделайте выводы.
|
|
|