Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Имя прилагательное

§ 24. Употребление имён прилагательных в речи (продолжение)

    Упр. 242

1. Внимательно рассмотрите на вклейке (с. 3) репродукцию картины русского живописца Ивана Николаевича Крамско́го (1837—1887) «Портрет сказителя былин» (1878 г.). Что вы можете рассказать о жизни человека, которого видите на этой картине?

Портрет сказителя былин. Картина художника И. Н. Крамского

2. Составьте и запишите небольшой текст, описывая лицо, одежду сказителя. Используйте данные материалы.

    Взгляд — безмолвный, наблюдательный, мудрый, проницательный, умный.

    Глаза — внимательные, задумчивые, карие, усталые.

    Нос — крупный, большой.

    Лицо — морщинистое, продолговатое, задумчивое.

    Кафтан — старый, ветхий, обветшалый.

3. Подчеркните имена прилагательные, которые вы использовали в своём тексте. Определите разряд каждого прилагательного, Сделайте вывод о том, какую роль играют имена прилагательные в текстах-описаниях.

    Упр. 243

1. Выразительно прочитайте отрывки из произведений А. С. Пушкина. Определите, одинаково ли значение прилагательного глубокий в этих отрывках. Попробуйте самостоятельно сформулировать значения этого прилагательного. Проверьте себя по толковому словарику.

    1) Ты встаёшь во тьме глубокой,
    Круглолицый, светлоокий,
    И, обычай твой любя,
    Звёзды смотрят на тебя.

    2) ...Отвечает ветер буйный, —
    Там за речкой тихоструйной
    Есть высокая гора,
    В ней глубокая нора.

2. Выпишите имена прилагательные, разберите их по составу. Объясните лексическое значение этих слов.

3. Докажите, что ири образовании прилагательного тихоструйный одновременно со сложением основ происходит присоединение суффикса -н-.

    Упр. 244

Составьте и запишите словосочетания по схеме выбирая наиболее близкое по смыслу прилагательное для каждого существительного.

    Упр. 245

1. Определите, одинаково ли значение прилагательного в словосочетаниях лёгкий ветер, лёгкая задача, лёгкий характер.

2. Рассмотрите запись. Объясните, почему для каждого словосочетания записан свой ряд синонимов к нрилагатель ному лёгкий. Почему синонимы одного ряда не совпадают с синонимами других рядов?

    Лёгкий [х’] ветер — слабый, небольшой, незначительный.

    Лёгкая [х] задача — нетрудная, несложная, простая, доступная.

    Лёгкий [х’] характер — хороший, покладистый, уживчивый, сговорчивый, податливый, мягкий, уступчивый.

3. Правильно произнесите словоформы с орфоэпическими пометами. Какое ещё прилагательное (оно записано в ряду синонимов к словосочетанию лёгкий характер) произносится с [х’] на месте буквы г?

    Упр. 246

1. Установите по толковому словарику основные значения прилагательного свежий.

2. Составьте и запишите четыре предложения со словом свежий, употребляя его в разных значениях. Укажите, каким синонимом можно заменить это прилагательное в каждом случае.

3. Охарактеризуйте предложение по схеме. Составьте и запишите предложение, соответствующее данной схеме.

    Упр. 248

1. Укажите, какие синонимы к выделенному прилагательному используются в примерах. Выпишите эти прилагательные и составьте словарную статью для словарика синонимов.

    1) Я наконец в искусстве безграничном достигнул степени высокой. (А. Пушкин) 2) Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? (Н. Гоголь) 3) Средь полей необозримых в небе ходят без следа облаков неуловимых волокни́стые стада. (М. Лермонтов) 4) Разве я не знаю, что это — бесконечное пространство и что оно не круглый свод? (Л. Толстой) 5) Перед ним была вода, с каждой минутой она раскрывала всё шире свою бескрайнюю даль. (Д. Гранин) 6) Я видел круго́м одно безбрежное лазурное море. (Н. Гоголь)

2. Разберите по составу выписанные вами слова-синонимы. Какие из них образованы приставочно-суффиксальным способом? Докажите.

    Упр. 249

1. Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу антонимы. Проверьте себя по словарику антонимов.

    Палитра красок человеческих характеров (не) имеет границ. Есть люди добрые и ... , храбрые и ... , умные и ... , красивые и ... , здоровые и ... , весёлые и ... , старые и ... , прямые и ... , откровенные и ... .

            (Н. Черкасов)

2. Объясните, как вы понимаете смысл данного высказывания. Свой ответ подкрепите примерами.

    Упр. 250

Внимательно рассмотрите на вклейке (с. 1) репродукцию картины Александра Максимовича Герасимова (1881 1963) «Дары осени» (1935 г.). Объясните, почему картина так называется. Какое настроение она передаёт? Опишите натюрморт, используя как можно больше имён прилагательных.

Дары осени. Картина художника А. М. Герасимова

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru