Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Текст

§ 28. Как исправить текст с неудачным повтором

Неоправданное использование повтора приводит к однообразию, монотонности речи. В этом случае повтор является речевым недочётом.

    Упр. 288. Учимся употреблять средства языка

Перед вами два фрагмента текста. В каком из них повтор неудачен? Найдите неудачный повтор и отредактируйте текст.

    1) Ко мне на день рождения пришли подруги. Сначала я угостила подруг чаем с пирожными и конфетами. Потом мы посмотрели очень интересный фильм «Лесси». Когда фильм кончился, мы начали танцевать. Когда нам надоело, мы стали играть в школу.

    Когда некоторые гости начали расходиться по домам, то те, за кем ещё не пришли родители, решили попеть.

    2) В уставшем от зимы лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные ини зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви ещё не шелестят, неожиданно донёсся запах подснежника.

            (Г. Троепольский)

    Упр. 289

Прочитайте текст. Как удалось писателю Эдуарду Шиму избежать повторения слов?

    Сначала мы ехали на поезде, потом в лобастом новеньком автобусе. Я забрался на переднее сиденье, смотрю в окно. Всё жду, когда наша деревня покажется.

Чтобы устранить повтор -недочёт, в отдельных случаях следует перестроить предложения:

  • объединить несколько предложений в одно с однородными членами;
  • объединить предложения, превратив одно из них в словосочетание;
  • исключить лишнее слово.

    Упр. 290

Перепишите тексты, устраняя в них неоправданный повтор.

1) Художник использует цвета: синий, зелёный, красный — и много других цветов.

Устранить лишнее слово.

2) Шар вырвался из моих рук и полетел. Шар был большой, ярко-красный. Скоро он стал еле заметен.

Объединить предложения, превратив одно из них в словосочетание.

3) Я очень люблю своего щенка. Я хожу с ним гулять. Я играю с ним. Я кормлю его. Я купаю его.

Объединить в предложение с однородными членами.

    Упр. 291

Устраните неоправданный повтор. Какой способ правки вы используете?

    1) Мы шли очень долго. Наконец мы вышли на поляну. Поляна была очень красивая. Её окружали берёзы. Берёзы были стройные, высокие. В центре поляны огромный пень. Вокруг него изумрудная трава.

    2) С правой стороны были горы, с левой стороны была речка.

    3) Особенно мне нравится одна сосна. Она возвышается над всеми деревьями, которые растут рядом. У неё ствол желтовато-коричневый. У неё ствол огромный, голый, только на верхушке есть ветви.

Возмите на заметку!

Неудачный повтор можно устранить, заменив повторяющееся слово местоимением или синонимом.

    Упр. 292

Устраните неудачный повтор, используя синонимы.

    Недавно мне подарили маленького щенка. Глазки у него маленькие, тёмно-коричневые.

    Упр. 293

Найдите в отрывке из рассказа Эдуарда Шима «Кто копает грядки» синонимы и слова с дополнительным значением «маленький».

    На лесной поляне — кучки рыхлой земли. Будто маленькие грядки. Можно вообразить, что сюда приходят лилипуты. И когда нет людей, они копают свои маленькие грядки. И сажают на них свои крошечные деревья. Потому что на каждой такой кучке растёт берёзка ростом со спичку. Или сосенка с тремя зелёными иголочками, похожими на паутинки. Но я теперь знаю, кто здесь копает землю. Сам видел.

    Ну, конечно, это крот.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru