Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Причастие

§ 36. Образование причастий. Действительные и страдательные причастия (продолжение)

    Упр. 420

1. Определите спряжение глагола; запишите форму 1-го лица множественного числа настоящего времени и от этой глагольной основы образуйте действительные причастия настоящего времени. Записывая слова, разбирайте их по составу. Употребите причастие с определяемым словом.

    Бороться, клеить, стлаться, дышать, шептаться, строить, вязать, сеять, пилить, зависеть, слышать, беспокоиться, бриться, полоскать.

2. Подчеркните глаголы, в корнях которых при образовании причастий происходят чередования.

3. Затранскрибируйте выделенные слова. При выполнении задания пользуйтесь таблицей «Трудные случаи фонетического разбора» (см. справочные материалы).

    Упр. 421. Учимся говорить на лингвистическую тему

1. Используя примеры упр. 419 и 420, а также текст упр. 418, расскажите об образовании действительных причастий настоящего времени. Укажите, от какой основы глагола и с помощью каких суффиксов они образуются.

2. Составьте два предложения так, чтобы в первом случае причастный оборот стоял перед определяемым словом, а во втором после определяемого слова. Объясните расстановку знаков препинания а этих предложениях и разберите их по членам.

    Упр. 422

1. Запишите действительные причастия прошедшего времени, указывая глаголы, от которых они образованы. В глаголах и причастиях обозначьте суффиксы и окончания.

    Встрет..вшийся друг, обид..вший сестру, н..навид..вший ложь, завис..вший от настроения, ла..вший щенок, постро..вший коттедж, раста..вший кусок льда, услыш..вший шорох, прав..вший страной, увид..вший радость, ужал..вший в руку, рассе..вший тучи.

    2. Установите, какие из записанных вами словосочетаний соответствуют схеме а какие — схеме В каких случаях существительные являются определяемыми словами, а в каких — зависимыми?

    Упр. 423

1. Рассмотрите примеры. Образование каких причастий они иллюстрируют?

2. От данных ниже глаголов образуйте и запишите действительные причастия прошедшего времени, вставляя пропущенные буквы. Суффиксы и окончания в глаголах и причастиях обозначьте. Выполнив задание, сделайте выводы.

    Упр. 424

1. Выберите глаголы I спряжения, запишите их, вставляя пропущенные буквы. Образуйте от них форму 1-го лица настоящего времени и от этой основы — страдательные причастия настоящего времени.

    Св..рять, кр..тиковать, прив..зить, р..кламировать, перев..дить, произв..дить, вид..ть, завис..ть, н..сти, л..леять, гнать, слыш..ть, раст..рать, обв..нять.

2. Проделайте такую же работу с глаголами II спряжения.

3. Сделайте вывод об образовании страдательных причастий настоящего времени и о написании суффиксов этих причастий.

    Упр. 425

1. Запишите причастия, вставляя пропущенные буквы. Выделяйте морфемы, чётко проговаривая их вслух.

    К..лышущ..ся ветви, просе..нный песок, разр.,стающ..ся кустарник, стро..щийся дворец, созр..вающ.. колосья, в..спл..меняющ..ся вещество, нагр..ждённый медалью, почу..ствовавший боль, достигнут.. цель, к св..тящ..ся лампе, пр..бл..жающиеся экзам..ны, уча..вующие в сост..заниях, расст..давшийся туман.

2. Установите, все ли словосочетания соответствуют схеме

    Упр. 426

Определите, от глагола какого спряжения образованы причастия, морфемное строение которых соответствует приведённым схемам. Докажите на примерах, что вы правы.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru