Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Типы речи. Повествование

§ 40. Повествование художественного и разговорного стилей (окончание)

    Упр. 477. Учимся работать с текстом

Познакомьтесь с текстом Н. Сладкова, Какой тип речи является ведущим? Какие другие типы речи помогают автору раскрыть основную мысль?

Какие средства языка и особенности построения предложений делают текст ярким, экспрессивным?

    Вышел Ванятка из школы и видит: на краю снеговой лужи сидят три совершенно незнакомые птички ростом с воробья. Одна чёрная, другая коричневая, а третья вовсе рыжая.

    Прыг-прыг-прыг в лужу и ну купаться! То грудку окунут в воду, то на задок присядут и бьют, бьют тупыми крылышками по воде, трепыхаются в ней.

    Выскочили из лужи и, встряхнув мокрые крылышки, взъерошенные, перелетели на песчаную дорожку. И вот давай барахтаться в грязном песке.

    Скоро так песком облипли, что и летать не могут. По земле поскакали. Прыг-скок — и опять в лужу! И моются, стараются.

    Выкупались, вымылись — выскочили на бережок.

    Ванятка так и ахнул: воробьи! Все трое — обыкновенные воробьи. Все трое серенькие, свеженькие такие, чистенькие. А вот вода в луже стала грязной.

    Понял Ванятка: воробьи так за зиму измазались, что и на себя стали не похожи. Это они сейчас в бане мылись, зимнюю грязь с себя смывали. С песочком тёрли!

    Упр. 478

1. Озаглавьте текст предыдущего упражнения, отразив основную мысль.

2. Сравните две предварительные записи, сделанные разными учениками на этапе подготовки к пересказу.

Какую запись можно считать полным планом, а какую — частичной рабочей заготовкой? В чём вы видите смысл такой заготовки?

1. Незнакомки.
2. Купаться!
3. С песочком!
4. Снова в лужу!
5. Мы знакомы.

1. В луже.
2. В песке.
3. Опять в луже.
4. «На берегу».
5. Всё объяснилось.

3. Напишите изложение. Постарайтесь сохранить особенности авторского текста.

    Упр. 479

1. Прочитайте отрывок. Сколько в нём действующих лиц?

    Коля открыл дверцу машины, чтобы выпрыгнуть на ходу. Здоровяк затормозил. Коля выскочил и побежал вперёд по шоссе. Здоровяк вылез из машины и догнал его. Коля, не останавливаясь, прошёл дальше.

            (По В. Железникоеу)

2. Определите способы и средства связи предложений в тексте.

В художественном и разговорном повествовании могут изображаться действия нескольких лиц. Связь предложений — чаще параллельная, а распространённое средство связи — повтор.

    Упр. 480. Учимся работать с текстом

1. Прочитайте фрагмент рассказа и определите его основную мысль. Озаглавьте этот текст.

    Носорог спал, вытянув короткие лапы и положив на них тяжёлую голову. Его закрытые глаза затерялись в складках кожи. Большие покатые бока поднимались и опускались, поднимались и опускались. Носорог дышал ровно и спокойно.

    Алексей Бочаров встал перед клеткой, сжимая в руке бутерброд с розовой колбасой. Потом он просунул сквозь прутья голову и позвал:

    — Носик, Носик, Носик!

    Животное тяжело вздохнуло, зашевелилось и подняло веки.

    Глаза носорога оказались большими, внимательными, настороженными. Они смотрели на мальчика и светились радостью.

    Мальчик просунул руку, в которой был зажат его завтрак. Носорог встал на ноги и медленно двинулся к мальчику. Он шёл, и его лопатки, как шары, перекатывались под толстой кожей. Кожа была рыжеватая, как броня, слегка порыжевшая от долгих дождей. Впереди сверкали два острых рога, один подлиннее, другой покороче.

    Мальчик смотрел на Носика, а Носик смотрел на него. Мальчик вспомнил про бутерброд и протянул его. Носорог втянул в себя запах колбасы, но есть не стал. Он кивнул мальчику головой. И они стали друзьями.

            (По Ю. Яковлеву)

2. Выделите типы речи, которые представлены в этом отрывке. Какую роль играет каждый типовой фрагмент?

3. Проведите эксперимент. Выполните выборочное списывание: выпишите из отрывка только повествовательные фрагменты. Понаблюдайте за их строением: о действиях скольких лиц говорится, какими средствами рисуется происходящее, какими способами связаны предложения, какие средства связи использованы.

4. Сравните текст автора и тот, который получился у вас. В каком из них лучше решаются задачи художественного стиля? За счёт чего это происходит?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru