Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Деепричастие

§ 47. Употребление причастий и деепричастий в речи (окончание)

    Упр. 544

1. Внимательно рассмотрите на вклейке (с. 7) репродукцию картины русского живописца Николая Никаноровича Дубовскбго (1859 1918) «Море». Какое настроение передаёт эта картина? Какие краски в ней преобладают и почему?

«Море». Репродукцию картины русского живописца Николая Никаноровича Дубовскбго

2. Составьте и запишите несколько предложений с деепричастиями и причастиями, описывая то, что вы видите на картине. Причастия и деепричастия разберите по составу.

    Упр. 545

1. Спишите текст, выделяя причастные и деепричастные обороты. Разберите но составу причастия и деепричастия.

    Тёмные ряды книжных шкафов местами примыкали к окнам, заслонив их наполовину; между шкафов были проходы, заваленные грудами книг. Там — раскрытый альбом с выскользнувшими внутренними листами, там — свитки, перевязанные золотым шнуром; стопы книг угрюмого вида; толстые пласты рукописей, насыпь миниатюрных томиков, трещавших, как кора, если их раскрывали; здесь — чертежи и таблицы, ряды новых изданий, карты; разнообразие переплётов, грубых, нежных, чёрных, пёстрых, синих, серых, толстых, тонких, шершавых и гладких. Шкафы́ были плотно набиты книгами. Они казались стенами, заключившими жизнь в самой толще своей. В отражениях шка́фны́х стёкол виднелись другие шкафы, покрытые бесцветно блестящими пятнами. Огромный глобус, заключённый в модный сферический крест экватора и меридиана, стоял на круглом столе.

            (А. Грин)

2. Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его.

3. Разберите по членам два последних предложения текста.

4. Объясните, что означают два ударения в выделенном слове.

    Упр. 546

1. Спишите текст упр. 358, обозначьте причастные и дее причастные обороты. Объясните постановку знаков пре пинания.

2. Попробуйте вслух прочитать текст, исключая все причастные и деепричастные обороты. Сделайте вывод о роли причастий и деепричастий в речи.

    Упр. 547

Найдите и выпишите из художественных текстов предложения с причастными и деепричастными оборотами.

    Упр. 548

1. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания.

    Все притихли. Высокий ветер тянулся в пролёты шевеля верёвки. Заходя в самые колокола он вызывал по временам протяжные отголоски. Они тихо шумели глубоким металлическим шумом, за которым ухо ловило отдалённую невнятную музыку или глубокие вздохи меди. От всей расстилавшейся внизу картины веяло тихим спокойствием и глубоким миром.

    (По В. Короленко)

2. Проведите морфемный и морфологический разбор глаголов, причастий и деепричастий.

    Упр. 550

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания, раскрывая скобки. Причастия и деепричастия разберите по составу.

    И вся эта ночь сл..лась в какую-то в..лшебную, ч..рующую ска..ку. Вз..шёл месяц и его с..яние пр..чудл..во пёстро и т..инстве(н, нн)о ра..цветило лес легло среди мрака неровными, (и́..синя) бледными пяти..ми на к..рявые стволы на изогнутые суч(?)я, на мягкий, как плюшевый к..вер, мох. Тонкие стволы берё.. белели ре..ко и отч..тл..во, а на их ре..кую л..ству, казалось, были на- броше(н, нн)ы серебристые, прозрач(?)ные, газовые покровы. Местами свет вовсе (не) прон..кал под густой н..вее сосновых ветвей. Там стоял полный, (не) прон..цаемый мрак и только в самой середине его скользнувший неведомо откуда луч(?) вдруг ярко оз..рял дли(н, нн)ый ряд дерев(?)ев и бр..сал на землю у..кую прав..льную дорожку, — такую светлую, н..рядную и прелес(?)ную, точно а(л, лл)ея убра(н, нн)ая эльфами для торжестве(н, нн)ого ше(?)етвия. <...> И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающ..йся живой легенды, без единого слова, подав- ле(н, нн)ые своим счастьем и жу..ким бе..молвием леса.

            (А. Куприн)

2. Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его.

3. Найдите изобразительные языковые средства, которые использовал автор.

4. Выполните лексический разбор выделенных слов.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru