Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Типы речи. Описание

Описание места

1. Если в повествовании говорится о сменяющих друг друга действиях, то в описании — об одновременных признаках чего-либо. В зависимости от того, что описывается, различают описание предмета (вещи, животного, человека), описание места, описание состояния (окружающей среды, человека). Каждый из видов описания строится по-своему.

В описании предмета говорится о признаках предмета.

Предложения строятся по схеме:

2. А о чём говорится в описании места и как строится этот вид описания?

Представьте: вы впервые пришли в гости, приехали в другой город. Осматриваетесь вокруг. Всё новое. Беглый взгляд схватывает общий вид: место (где?) и предметы, расположенные на этом месте (что?).

Именно так и строится описание места.

В описании места говорится о предметах и их местоположении.

Все предложения строятся по схеме:

    Упр. 566. Учимся анализировать текст

Что увидела Женя, случайно попав в дом к Тимуру? Найдите в тексте слова, которые называют предметы и место их нахождения (где находились эти предметы). Какие слова содержат главное в сообщении (являются «новым»)?

    [Она заглянула в соседнюю комнату.]

    Здесь стоял письменный стол, на нём чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа лежал старый, ободранный револьвер. Тут же у стола в облупленных и исцарапанных ножнах стояла кривая турецкая сабля.

            (А. Гайдар)

    Упр. 567

1. Прочитайте текст. Определите тип речи. Для этого найдите в предложениях текста «данное» и «новое», установите, что они обозначают.

    На вырубке вокруг старых чёрных пней было множество высоких красных цветов... Тут были и белые ромашки, звонцы, синие колокольчики, лиловое кукушкино платье — каких только цветов не было... А возле чёрных пней можно было ещё найти переспелую и очень сладкую землянику.

            (М. Пришвин)

2. Выпишите слова, называющие место нахождения предметов (где?).

    Упр. 568. Учимся употреблять средства языка

Постройте описание места, включив в текст «новое».

    Прямо против двери .... С левой стороны от двери ..., справа .... Тут же ....

    Упр. 569

Запишите указанные ниже слова в два столбика: в один столбик — те слова, которые могут быть использованы как «данное» в описании места, в другой — те, которые могут быть употреблены как «данное» в повествовании. Укажите значение слов той и другой группы.

    Затем, близко, недалеко, после этого, невдалеке, на окне, позднее, поблизости, через некоторое время, через час, вблизи, возле, справа, немного позже, дальше, в нескольких шагах, наконец, около двери, тут же.

    Упр. 570

1. Определите тип речи. Выпишите из предложений слова со значением местонахождения предметов.

    Прямо против входной двери — большое квадратное окно в раме из цветных жёлтых стёкол. С левой стороны от входа, около стола, перпендикулярно к нему — письменный стол. Справа, посредине стены — коричневый кафельный камин. Сейчас же возле входной двери направо — шкаф с книгами.

            (По А. Куприну)

2. В чём особенность построения предложений этого текста?

Возмите на заметку!

В описании места употребительны предложения без глаголов-сказуемых.

    Упр. 571

Прочитайте текст. Определите тип речи. Найдите в тексте недочёты и устраните их.

    Рядом с женщиной сидит девочка. Рядом с ней лежит их верный пёс. Рядом стоит корзина и ведро, полные грибов, и кувшин с ягодами.

    Упр. 572

1. Можно ли считать данный фрагмент текста описанием места? Определите стиль речи этого отрывка. В чём особенность этого текста?

Обратите внимание на глаголы; как автору удалось обойтись без глаголов есть, имеется, находится?

    Издали, с пригорка, спокойно поглядывают на приезжего длинные бревенчатые дома, вытянувшиеся в цепочку. С противоположной стороны подпирает село высокий холм. На холме шумит берёзовая роща. Под холмом — ключ. Над ним небольшой теремковый сруб. Между лесами затеряны поля, засеянные рожью, пшеницей и льном.

            (По Ю. Куранову)

В художественном описании места используются прилагательные и причастия, помогающие нарисовать предмет, а также глаголы со значением признака (например, синеет, шумит).

Глаголы, указывающие только на наличие предметов (стоит, имеется, находится и др.), употребляются преимущественно в деловом стиле.

    Упр. 573

Спишите тексты. Вставьте вместо точек слова и выражения, помогающие писателю нарисовать предмет, охарактеризовать его. Определите тип речи этих текстов.

    1) [Мы выходим на небольшую поляну.] Вокруг неё ... молодые берёзки. Посредине ..., как продолговатое зеркало, весенняя лужа, полная до краёв прозрачной снеговой воды. По поверхности лужи ... лягушки.

            (Г. Скребицкий)

Для справок: оживлённо плавают, толпятся, синеет.

    2) Круто с горы ... хвойный лес. Внизу, в глубоком ущелье, ... ручей. По склонам сопок ... уютные белые домики.

            (А. Кривель)

Для справок: неслышно сочился прозрачной водой, спускался, рассыпались.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru